0
3128
Газета Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

После Копенгагена

Тимофей Бордачев

Об авторе: Тимофей Бордачев - сотрудник московского Фонда Карнеги.

Тэги: ес, расширение


Состоявшийся в конце минувшей недели саммит Европейского союза в Копенгагене стал своего рода промежуточным финишем в процессе самого масштабного расширения этой организации. При наиболее благоприятном развитии событий следующие выборы в Eвропейский парламент в 2004 году пройдут уже на территории 25 государств. К ветеранам ЕС должны прибавиться Венгрия, Кипр, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Таким образом, подходит к концу целый исторический период, в течение которого процветающие страны Западной Европы должны были соответствующим образом ответить на распад советского блока и объединить оставшийся "бесхозным" бывший соцрегион с демократической частью старого континента.

Окончательного ответа на вопрос - смогут ли экономики новых стран - членов ЕС выдержать конкурентное давление в рамках единого рынка, а именно так была сформулирована задача их экономического развития в знаменитых Копенгагенских критериях 1993 года, - пока нет. В качестве компенсаторного механизма Брюссель предлагает им прямую финансовую поддержку и увеличение потока западноевропейских инвестиций.

Нельзя забывать и о том, что параллельно процессу расширения в ЕС происходит и тщательная ревизия внутреннего устройства союза и механизмов функционирования его органов. Обновленная модель, которую европейцы рассчитывают утвердить на следующей межправительственной конференции, должна будет обеспечить хотя бы нынешний уровень эффективности механизма принятия решений после расширения.

Несмотря на заметный рост собственных военно-политических амбиций у ЕС, вступление в ее состав новых стран, по всей вероятности, укрепит отношения единой Европы и ее североамериканских союзников. В историческом отношении такие государства, как Польша, Венгрия или страны Балтии связаны с США не меньше, чем со своими непосредственными соседями в Старом Свете. Усиление в Брюсселе проамериканского лобби заставит старых членов ЕС более спокойно реагировать на предложения единственной сверхдержавы.

Осенью этого года Европейский союз принял решение о выработке новой концепции своей политики в отношении так называемых новых соседей, а именно Белоруссии, Украины и Молдовы. В отличие от балканских стран эти три государства не входят сейчас в список даже потенциальных членов ЕС. Вместе с тем их непосредственное соседство с расширенным Евросоюзом наверняка побудит последний перейти к более активным действиям на пространстве западной части СНГ. Несмотря на то что сейчас существует масса сомнений в том, найдет ли Брюссель необходимые для такой политики ресурсы, сама тенденция к выделению этой тройки из общего состава стран СНГ представляется знаковой.

За прошедшие 10 лет в Европейском союзе накоплен колоссальный "педагогический" опыт в деле приведения стран-кандидатов в соответствие с общеевропейскими стандартами. Накоплены также и не менее значительные бюрократические и экспертные ресурсы, которые Брюссель должен будет чем-то занять. И в этом плане Белоруссия, Украина и Молдова со своим ворохом политических и экономических проблем представляют для европейцев весьма интересный объект для приложения энергии.

Несколько особняком в списке приоритетов "расширенной Европы" стоит Россия. С одной стороны, она остается важным игроком на всем евразийском пространстве, что обеспечивает ей роль равноправного партнера ЕС в сфере международной безопасности. С другой стороны, российский бюджет пока напрямую зависит от поставок в Европу природных энергоресурсов, а власти в Москве всячески подчеркивают свой выбор в сторону дальнейшего экономического сближения с Европейским союзом.

Поэтому для российских политиков сейчас гораздо более актуальным было бы не смаковать мнимые и реальные трудности, с которыми столкнутся европейцы после расширения, а задуматься о перспективах своих взаимоотношений с "укрупненной" Европой. Эти отношения будут, по всей видимости, строиться на двух китах: отсутствии у России шансов на вступление в ЕС даже в долгосрочной перспективе и необходимости все большего соответствия ее законодательства европейскому.

Необходимость почти во всем следовать букве европейских законов, не имея при этом возможности влиять на их выработку, может привести к возникновению острых конфликтов между Россией и ЕС. Созданная на такой основе модель сотрудничества вызывает массу вопросов по части своей демократической легитимности. Уже сейчас значительная часть российских реформ проводится с оглядкой на требования Европейского союза, основанные в первую очередь на правовых нормах ЕС, в формировании которых российские законодательные и исполнительные органы участия не принимали. Поэтому поиск решений, которые помогли бы России и Европейскому союзу избежать вышеописанной ситуации, должен активно идти уже сейчас. Время на это, к счастью, пока есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
897
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1519
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1105
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
589

Другие новости