0
1622
Газета Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

Увольнительная в новогоднем конверте

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - политический обозреватель газеты "Аввенире" (Милан).

Тэги: италия, природа, стихия


До Рождества и Нового года - рукой подать, но итальянцам пока не до праздников. В этом году жителям Апеннин явно не везет: в последние недели природа отметилась целой серией стихийных бедствий - землетрясением в южной части страны - в области Апулия, наводнениями и обвалами на севере, в результате которых десятки людей погибли, сотни были ранены и тысячи остались без крова.

Казалось бы, на все это - воля Божья, ведь землетрясения и наводнения непредсказуемы. Но в Италии в таких случаях можно услышать крылатое выражение: "Piove, governo ladro!" ("Дождь льется, проклятое правительство!").

Чужестранцев это удивляет: ну при чем тут правительство? Но мои соотечественники уверены в том, что и при таких аномалиях не обходится без политики. Природные катастрофы лишь отчасти происходят по вине природы. Италия горная и в геологическом отношении нестабильная страна. Большинство кабинетов, чередовавшихся после конца Второй мировой войны с ужасающей регулярностью примерно по одному в год, почти ничего не делали для надежной защиты населенных пунктов от бушующих стихий. Вдобавок в Италии практически развалилась гидрогеологическая служба, а сейсмологические карты безнадежно устарели.

В связи с катастрофой в Сан Джулиано ди Пулья громкий скандал разразился по той причине, что из 30 погибших 27 - это дети, оказавшиеся под развалинами рухнувшей школы. Хотя еще с древнеримских времен известно, что весь юг Италии представляет собой сплошную сейсмологическую зону, эта школа, как и многие другие здешние здания, была построена в 1960-е гг. без использования антисейсмических материалов.

Но не только природа капризничает в последние недели. Как раз накануне рождественско-новогодних праздников над десятками тысяч рабочих Италии нависла угроза лишиться средств к существованию. Крупнейшее предприятие страны - автомобильный завод "ФИАТ", судя по всему, надолго свалился в глубокий кризис. Детище династии предпринимателей Аньелли "ФИАТ" многие годы был своего рода символом успехов национальной экономики, красой и гордостью итальянцев. Это предприятие хорошо известно и в России: в 1960-е годы оно построило завод в Тольятти, нынешний "АвтоВАЗ".

Но с тех пор как патриарх и олигарх автомобилестроения Джанни Аньелли по возрасту и состоянию здоровья отстранился от текущих дел, "ФИАТ" стал терять былой блеск. Свою роль играет, конечно, и мировой экономический кризис, сокративший перспективы экспорта, но в то же время новое руководство предприятия не сумело проявить достаточно инициативы и новаторства. Прибыли предприятия катастрофически падают, и хотя на подмогу подоспел американский "Дженерал Моторс", положение не выправляется.

План реорганизации производства, предложенный администрацией, предусматривает значительное сокращение кадров. Тысячи рабочих и служащих окажутся на госиждивении, получая поначалу около 80% зарплаты, но потом, если не будет найден выход из кризиса, всем им грозит безработица.

По призыву профсоюзов рабочие отреагировали на предстоящие сокращения энергичными акциями протеста. Проходят бессрочные забастовки в заводских цехах, трудящиеся заняли аэропорт в Палермо, заблокировали главные пути сообщения, автострады и железную дорогу, профсоюзы других отраслей объявили забастовки солидарности.

Чем же в этих "боевых" условиях занимается правительство Италии? Министры явно растерялись, причем уже не в первый раз. А хваленый за рубежами страны премьер-министр по совместительству олигарх и партийный босс Сильвио Берлускони вновь демонстрирует свою беспомощность во внутриполитических вопросах.

Он не раз заявлял, что для управления страной не нужно политических навыков. В его концепции государство не что иное, как большое предприятие. Берлускони обычно так и выражается: "Azienda Italia", то есть "предприятие Италия", и считает, что страной можно управлять на основе тех же критериев, с помощью которых управляют фирмой. Если он, мол, преуспевал как предприниматель, то обязательно будет преуспевать и на посту премьера.

Однако не тут-то было! Отсутствие должного опыта и излишняя самоуверенность премьера и его коллег по кабинету особенно выпукло проявились именно в связи с кризисом "ФИАТ". Вместо того чтобы проявить гибкость и найти удовлетворяющее все стороны компромиссное решение, Берлускони начал давать советы руководителям "ФИАТ". "Если бы я не был премьером, - заявил он, - я бы выдвинул свою кандидатуру на пост гендиректора "ФИАТ" и за короткий срок привел бы дела в порядок".

Подобным высказыванием Берлускони лишь вызвал раздраженную реакцию менеджмента туринского предприятия, который в коммюнике резко посоветовал ему не в свои сани не садиться. В результате с грехом пополам какое-то подобие соглашения между "ФИАТ" и правительством достигнуто, но профсоюзы подвергли его обструкции.

Отсутствие политического опыта и чутья у Берлускони проявляется и в его неумении посредничать между весьма противоречивыми партнерами по правительственной коалиции. Кроме его партии "Форца Италия" в коалицию сейчас входят две противоположные по своему характеру и своим корням партии - национально-патриотический, "постфашистский" "Национальный альянс" (НА) под руководством вице-премьера Джанфранко Фини и федералистская "Лига Севера" (ЛС), которой управляет министр по делам государственной реформы Умберто Босси. ЛС образовалась в 1990-е годы под знаком полемики против римского централизма и коррупции, с лозунгами "Roma ladrona", "Рим - логовище грабителей". В начальной фазе своего становления ЛС выступала даже с сепаратистских позиций, требуя отделения Падании (более развитой северной части Италии) от более отсталых центра и юга.

Теперь Босси предлагает провести так называемую деволюцию (от английского "devolution"), означающую передачу в ведение автономных областей целого ряда функций прежде всего в области образования и здравоохранения. Это предложение сталкивается с унитаристскими установками НА. В результате на обсуждение парламента выдвинут весьма запутанный законопроект, против которого рьяно выступает оппозиция и который рискует превратиться в настоящего "овцебыка".

Столь же несообразным оказался и закон о бюджете на 2003 год, многие установки которого противоречат друг другу. Одобрив поначалу этот закон, депутаты парламента теперь подвергают его все новым поправкам и дополнениям. Попутно они приняли в последние недели три новых закона, которые могли бы помочь премьеру и его приближенным уклониться от уголовной ответственности за былые грешки на предпринимательском поприще.

Как ни старался Берлускони в последние месяцы "отмыться", в новый год он вступит, судя по всему, так и не разрешив "конфликт интересов". Последний вытекает из того факта, что премьер владеет частной фирмой "Фининвест", ядром которой является крупнейшее частное телевидение страны с тремя каналами. В настоящее время Берлускони в состоянии контролировать общественное телевидение РАИ и свою телекомпанию, в результате чего 90% телеинформации в Италии фактически сосредоточено в одних руках, и чьих руках - премьерских!

В течение нескольких месяцев Берлускони совмещал функции шефа кабинета и министра иностранных дел и лишь недавно на этот пост назначен Франко Фраттини. Именно в области внешней политики все отмечают наибольшие успехи итальянского премьера. Он приложил немало усилий для ускорения процесса интеграции постсоциалистических стран в евроатлантическую систему. В значительной степени его заслугой является сближение России и НАТО, приведшее в мае этого года к саммиту в Пратика ди Маре, под Римом, в котором при участии Владимира Путина и Джорджа Буша было санкционировано образование Совета Россия-НАТО, поднявшего роль Москвы в западных военно-политических структурах.

Однако всем ясно, что на одних лишь внешнеполитических достижениях популярности у избирателей не заработаешь. Поэтому Берлускони - согласно утечке информации из его окружения - намерен в начале 2003 года предпринять ряд эффектных шагов для разрешения главных внутренних проблем. Пока же министры рекомендуют согражданам не слишком тратиться на праздничные подарки.

Милан


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1094
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1733
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1585
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2973

Другие новости