0
1854
Газета Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

Центральная Азия как партнер по бизнесу

Тэги: центральная азия, швеция, хирдман


- Господин Хирдман, Швецию и Центральную Азию разделяет несколько тысяч километров, в чем интерес вашей страны к такому далекому региону?

- Прежде всего это огромная территория, где живет более 50 миллионов человек. Это уже важно. Кроме того, это стратегический регион, расположенный между Россией, Китаем, Пакистаном. Ну и конечно же, обращают на себя внимание события в Афганистане.

Швеция давно сотрудничает с Центрально-Азиатским регионом, и прежде всего в гуманитарной области, непосредственно через ООН и нашу администрацию - Шведское управление международного сотрудничества в области развития (SIDA). В первую очередь это относится к Таджикистану как к самой бедной стране региона. Но у нас реализуются программы помощи еще и в Киргизии, и в других странах, нацеленные на борьбу с бедностью, развитие сельского хозяйства. Представители SIDA регулярно посещают эти страны. Особое внимание уделяется положению женщины. Есть также программа поддержки беженцев, но в большей степени она рассчитана на Афганистан.

Центральная Азия интересует нас и как партнер по бизнесу. Крупнейшие шведские компании, такие, как "Eriksson", "Volvo", "ABB" ("Asea Brown Boveri" - Шведско-швейцарская энергетическая и транспорто-технологическая корпорация) представлены в странах региона, преимущественно в Узбекистане и Казахстане. А Киргизия, например, имеет большие запасы железной руды, что также привлекает наше внимание.

Все страны Центральной Азии являются членами ОБСЕ, равно как и Швеция, которая поддерживает здесь деятельность миссий ОБСЕ. Кроме того, мы заинтересованы в развитии демократии в центральноазиатских государствах. Поэтому мы приглашаем парламентариев и журналистов из среднеазиатских стран в Швецию для обмена опытом.

- Швеция высоко ценит основные демократические институты, в том числе и в сфере соблюдения прав человека. В этом смысле Центральная Азия не соответствует шведским стандартам. Затрагивается ли эта тема во время дипломатических контактов?

- Безусловно, проблема соблюдения прав человека в государствах региона довольно болезненная. В каждой из стран есть свои нюансы. Конечно, с этой точки зрения самое сложное положение в Туркмении. Там существуют серьезные ограничения свобод человека. Мы внимательно следим за этим процессом. Есть свои проблемы в Узбекистане. Наиболее открыта ситуация в Казахстане и Киргизии. При этом мы учитываем, что вновь образованные государства прошли нелегкий путь после распада Союза. Поэтому, как бы ни хотелось, ничего не получится быстро и легко. Демократии необходимо учиться, именно для этого практикуются стажировки среди руководителей. Активнее других в этой области проявляет себя Киргизия.

Президент Акаев весной нынешнего года посетил Стокгольм. На встрече киргизского президента и шведского премьера было принято решение: отправить нашего министра по международному сотрудничеству и развитию Яна Улофа Карлссона в качестве представителя Швеции на Горный саммит, который прошел в конце октября в Бишкеке. Кстати, это был первый визит представителя Швеции в Центральную Азию с 1993 года на столь высоком уровне.

- Какие вопросы обсуждал

г-н Карлссон в ходе своего визита? По сообщению информационных агентств, главным был вопрос расширения сотрудничества, в частности, между Таджикистаном и Швецией в области экономических отношений и освоения природно-экономических ресурсов. Так ли это и какие совместные проекты намерена разрабатывать Швеция в ЦА?

- Во-первых, в Киргизии министр Карлссон встречался с президентом и премьером республики, где обсуждались вопросы сотрудничества между двумя странами. Затем он посетил Таджикистан и Узбекистан. На таких встречах больше обсуждается внутриполитическая ситуация, насущные проблемы миграции. Например, в Киргизии грядет конституционная реформа, раздел власти. Мы внимательно следим за этим процессом. А с Душанбе у нас разработан ряд гуманитарных проектов.

Что же касается исключительно экономических перспектив, то здесь в большей степени задействованы Казахстан и Узбекистан. Хотя компания "Eriksson" также представлена и в Киргизии. Со всеми центральноазиатскими странами мы хотели бы сотрудничать в области добычи природных ресурсов и надеемся на международную помощь. Шведские компании рассчитывают на программы Европейского банка реконструкции и развития.

Со всеми центральноазиатскими руководителями обсуждалась проблема миграции, преимущественно нелегальной. Для Швеции это очень важный вопрос. Вы, наверное, знаете, что Швеция за последние 20-30 лет приняла большое число беженцев.

- Эта тенденция продолжается и сейчас?

- Да, мы каждый год принимаем почти 40 тысяч беженцев, сейчас этот поток в основном идет из вновь образованных стран, прежде всего с Балкан - Косово, Албании, Боснии. По-прежнему много приезжает из стран СНГ. Для нас это тревожная тенденция, при том что не все иммигранты имеют право на убежище, ведь большинство из них - экономические беженцы. А среди них есть и преступники. И число таких людей из России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Центральной Азии увеличилось в этом году в четыре раза.

- Афганистан и страны Центральной Азии достаточно тесно связаны друг с другом. Это и общая граница, и единая транспортная система, и т.д. Принимает ли участие Швеция в установлении мирной жизни в Афганистане, поскольку Швеция не является членом НАТО и в военной операции на территории Афганистана участия не принимала?

- Действительно, Швеция не член НАТО и не намерена вступать в эту организацию. Но операцию в Афганистане мы поддерживали и принимаем участие в натовской коалиции. В Афганистане Швеция представлена гуманитарными программами. SIDA и Министерство по чрезвычайным ситуациям доставляют грузы для афганского населения, которые переправляются через Пакистан и Туркмению. Кроме того, в Кабуле работает совместно с англичанами шведский взвод, который наблюдает за порядком.

- Будет ли Швеция принимать мигрантов из Афганистана и Центральной Азии?

- Да. Мы предоставляем убежище в первую очередь тем людям, которые страдают от военных действий. У нас живут курды, афганцы. Но с ростом числа беженцев из этого региона увеличились и нелегальные поставки наркотиков в Швецию. В нынешнем году наркотрафик увеличился в 14 раз. Эти цифры не могу не беспокоить. Представители шведской таможенной полиции несколько раз приезжали в Среднюю Азию, для того чтобы выработать совместный план борьбы с этим злом.

- И напоследок хотелось бы знать ваше мнение относительно операции в Ираке.

- Ситуация тревожная, опасная. Но все же мы счастливы, что удалось единогласно принять резолюцию 1441 Совета Безопасности. Это большой успех международного сообщества. Мы приветствуем возвращение инспекторов в Ирак. Известно, что они там отсутствовали более 4 лет. Руководит этой командой наш соотечественник Ханс Бликс, мой хороший друг. Так что у нас полное доверие к нему и его команде. Мы считаем, что все решения по Ираку надо принимать только через Совбез ООН. Сейчас идет мониторинг инспекторов, потом будут их доклады, после чего на Совете Безопасности будут приняты решения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1215
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1074
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2064
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
918

Другие новости