0
1696
Газета Интернет-версия

27.01.2003 00:00:00

США удивлены антиамериканизмом Европы

Николай Злобин

Об авторе: Николай Злобин - директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США.

Тэги: европа, сша, раскол


Еще недавно никто не мог предположить, что окончание холодной войны приведет к охлаждению американо-европейских отношений. Для американцев негативное и критическое отношение к ним со стороны жителей Европы стало одной из самых обидных неожиданностей. Особенно это чувство усилилось после сентября 2001 года. По обе стороны океана политики и эксперты, бизнесмены и журналисты пытаются понять, как раскол между двумя самыми мощными в мире союзниками может повлиять на геополитическую ситуацию, международную безопасность и стабильность. В одних столицах на этот раскол смотрят с тревогой, в других - с радостью и воодушевлением. Одни пытаются обезопасить себя от возможных осложнений, другие думают, как извлечь пользу из этой ситуации.

К антиамериканизму Европы внешнеполитическая элита США оказалась морально неготовой. Американцы отвергают саму идею того, что они должны каким-то образом "заслужить" расположение европейцев и соотносить свое поведение и мышление с представителями Старого Света. Конечно, традиционные отличия в культуре и истории оказывают сегодня большее влияние на отношения двух гигантов, чем в годы холодной войны. Однако главные вопросы, отделяющие Америку от Европы, - это расхождения в вопросах важности военной мощи, а также в подходах к решению международных проблем.

Военная слабость Европы - явление не новое, она стала очевидной сразу после окончания Второй мировой войны. Однако до недавнего времени эта слабость была скрыта мощнейшей военной поддержкой, оказываемой Европе со стороны США. Результатом этого стала не только победа Запада в холодной войне, но и ставшая привычкой склонность европейцев к комфортабельной и спокойной жизни. Прожив полвека в мире и безопасности, обеспечиваемых американскими деньгами и технологиями, жители Европы отчасти потеряли чувство реальности и перестали обращать внимание на то, что происходит за пределами собственного континента.

Из традиционного имперского центра, которым Европа была на протяжении веков, она превратилась в пасторальную провинцию своей бывшей колонии - США, которые ныне играют роль нового центра империи. Зажатая на протяжении последнего полувека между США и СССР, Европа атрофировалась в политическом и военном плане, перестала быть местом, откуда на протяжении всей новой и новейшей истории управлялся мир. Причем управлялся фактически в одностороннем порядке.

Являясь сегодня сильнейшей державой на Земле, Америка продолжает оставаться бастионом либеральных ценностей, однако постепенно утрачивающим некоторые элементы своей изначальной природы. США всегда верили и продолжают верить в силу и власть силы, но в отличие от традиционного европейского подхода американцы верят в правомерность применения силы для установления так называемого всеобщего блага, свободы, демократии и либеральных ценностей как в целом повсюду в мире, так и в отношениях между странами.

Поэтому США все чаще сталкиваются с резкой критикой, ибо нет у человечества однозначного ответа на вопрос о том, допустимо ли установление свободы силой, возможно ли освобождение людей или установление демократии там, где народы не так уж к ней и стремятся. Конечно, нет ни одной страны в мире, которая бы проиграла в стратегическом плане от союза с Америкой. Однако непрошеный миссионер зачастую бывает хуже непрошеного гостя.

Веря в силу, именно США вступили в свое время в конфронтацию с коммунистическими режимами во всем мире, в то время как европейские лидеры вместе с советскими вождями пытались найти формулу так называемого мирного сосуществования. Сегодня европейцы пытаются найти формулу мирного сосуществования с международным терроризмом, со странами-изгоями и т.д. А Вашингтон и в данном случае рассчитывает на силу, а не на международное право, договоры и компромиссы.

Военное отставание Европы связано не только с тем, что она не может себе позволить такую роскошь, как увеличение военного бюджета. Экономика Европейского союза вполне способна достичь 10 триллионов долларов и даже превысить американскую. По численности населения ЕС уже обошел США - в странах, входящих в его состав, проживают 375 млн. человек против 280 млн. в США. Однако совокупные военные расходы стран - членов ЕС составляют лишь около четверти от американских, и увеличивать их у европейцев желания нет. То есть проблема не только в возможностях, но и в разнице подходов.

Важнейшим историческим событием в международных отношениях прошлого века стало решение США оставаться в Европе после Второй мировой войны. Это явилось основой для разрешения всех основных многовековых европейских проблем, а главное, позволило достичь устойчивого мира без ущемления свобод и прав граждан европейских государств.

Обеспечивая безопасность Старого континента, США освободили правительства его стран от этой обязанности. Другими словами, взяли всю грязную и дорогостоящую работу на себя. Европейцам не нужно было больше бороться за мир, не нужна была и сила для его поддержания. Последние два поколения европейцев жили по другим законам, чем весь остальной мир, жили в тепличных условиях. В результате они пришли к парадоксальному выводу, значительно изменившему политическую культуру нынешней Европы, о том, что сила, особенно военная, для поддержания мира и регулирования международных отношений более не играет решающей роли.

Другими словами, европейцы критикуют сегодня односторонность американских действий, во-первых, потому, что сами уже не могут действовать таким же образом, как бы им этого ни хотелось, а во-вторых, многие из них полагают, что некоторые важные приоритеты американской внешней политики являются ошибочными и ненужными в современном мире. Американцы, в свою очередь, считают, что нынешняя "европейская утопия" и сравнительно стабильный мир, построенный на либеральных, а то и просто социал-демократических ценностях, который так любят нынешние европейцы, невозможен без выделения колоссальных сил и средств со стороны США на его поддержание и защиту от внешних угроз.

Одновременно все больше простых американцев задаются вопросом о том, почему и сегодня именно США должны нести основную тяжесть по решению международных проблем? Хотя нельзя не признать, что даже при астрономическом увеличении Вашингтоном в последнее время военных расходов их доля в общем бюджете Америки сегодня почти в два раза меньше, чем это было четверть века назад, когда в пик противостояния с СССР она достигала 7%.

Однако, рассуждает простой американец, поскольку Америка более чем полностью выполнила свой международный долг в ХХ веке - как перед Европой, так и перед остальным миром - почему бы нам не потратить сегодня эти деньги на что-то другое, более полезное? Тем более что на своей шкуре население Америки все больше начинает испытывать неприятный парадокс: борясь с терроризмом и пытаясь еще дальше либерализовать международные отношения, правительство США вынуждено все более ограничивать свободы в своей стране.

Оставаясь идеалистами в душе, американцы не понимают и из своего исторического опыта не знают, как можно достигать цели без использования силы. Один из известных политических аналитиков США недавно писал, что американцы по природе своей готовы защищать город от врагов - независимо от того, хотят ли этого сами жители города. Америку, продолжал он, любят сравнивать с мировым шерифом. Однако тогда Европу можно сравнить с содержателем бара. Шериф ведет борьбу с преступными элементами, а преступники, в свою очередь, стреляют в шерифов. Они никогда не стреляют в барменов, для которых шериф, старающийся уничтожить преступников, установить порядок и власть закона, иногда более опасен, чем сам преступник, который просто хочет выпить и часто переплачивает за выпивку. Бармену с преступником лучше договориться "полюбовно" за спиной шерифа, который не вникает в нюансы, сначала стреляет, потом разбирается, чем очень обижает бармена.

Конечно, Москве не следует преувеличивать нынешние разногласия между Соединенными Штатами и Европой. И уж тем более не стоит им способствовать. Важно понять их динамику и направленность. Некоторая напряженность даже полезна, ибо ведет к разумному балансу сил. В любом случае для России важно, чтобы евроатлантические трения не подорвали международную безопасность, ибо Россия находится гораздо ближе, чем европейцы, а тем более американцы, к наиболее взрывоопасному региону планеты.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
822
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1383
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1012
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
530

Другие новости