0
1578
Газета Интернет-версия

10.02.2003 00:00:00

Эмиграция Саддама Хусейна остается одной из альтернатив военному решению иракской проблемы

Тэги: вершбоу, сша, ирак, хусейн


вершбоу, сша, ирак, хусейн Возвращение в Багдад главы инспекторов ООН Ханса Бликса дает новую надежду на мирное решение иракского кризиса.

- Господин посол, вы уже знаете, когда начнется война с Ираком?

- Нет, никакого решения об этом руководством США пока не принято. Однако ясно, что сам график действий в отношении Ирака таков, что окно для дипломатического решения кризиса, которое было открыто для Саддама, вскоре может закрыться.

- То есть война непременно состоится?

- Пока еще существует небольшой, но все более уменьшающийся шанс для дипломатического решения. Но затяжка не может длиться долго.

- Значит, если Саддам нараспашку откроет Ирак для международных инспекторов, война может быть отложена или даже вовсе отменена?

- Согласно заявлению господина Бликса на заседании Совета Безопасности ООН и выступлению там же госсекретаря США Пауэлла, который привел ряд конкретных, с использованием разведданных, примеров, Саддам Хусейн последовательно избегает выполнения резолюции 1441 СБ ООН, вводит в заблуждение направленных ООН в Ирак инспекторов и международное сообщество в целом.

Возврат к политическому решению этой проблемы возможен лишь в том случае, если Саддам Хусейн на практике станет оказывать содействие работе инспекторов и приступит к уничтожению оружия массового поражения.

- Могут США для того, чтобы все-таки избежать войны, согласиться с предоставлением президенту Ирака политического убежища в другой стране?

- Да, это остается одной из альтернатив военному решению проблемы. Но люди, знакомые с психологией Саддама, считают маловероятным, чтобы он согласился покинуть Ирак. Однако его отъезд мог бы спасти народ Ирака от дополнительных страданий.

- Почему в 1991 году, когда исход первой войны с Ираком был фактически предрешен, союзнические войска отказались от рейда на Багдад, путь к которому был открыт? Ведь проблема Саддама могла быть решена уже тогда.

- Очень многие сожалеют сейчас о том, что мы тогда не предприняли более решительных действий в отношении Саддама. Но уровень уничтожения иракской армии уже достиг столь драматичных размеров, что союзники из чисто гуманных соображений не стали продолжать преследование саддамовских войск до самого Багдада. К тому же все ожидали, что режим Саддама Хусейна после этого поражения рухнет, однако, как видим, он оказался весьма жизнеспособным.

Политические договоренности, достигнутые в 1991 году, сводились к тому, что союзники прекратят военные действия, а Саддам избавится от ОМУ. Однако он свою половину этой, так сказать, сделки не выполнил. Поэтому мы вправе сейчас применить военную силу.

- Видимо, у руководства США уже существуют планы послевоенного обустройства Ирака? Будет ли в стране существовать некий оккупационный режим, сохранится ли Ирак как единое государство?

- Мы не делаем секрета из планирования общественной жизни в постсаддамовском Ираке. Идет активная работа с иракскими оппозиционными группировками, мы помогаем их объединению, разработке совместной стратегии по восстановлению экономики и политической системы. Я не в курсе всех подробностей, знаю только, что пока нет единого плана такой работы.

Естественно, необходимо будет привлечь к сотрудничеству и определенные политические силы внутри самого Ирака, осуществить процесс примирения между прежде враждовавшими группировками. В целом, видимо, здесь будет применен тот подход, который ныне используется в Афганистане. Будет создана и международная администрация, которая должна создать предпосылки для стабилизации обстановки в стране, чтобы можно было формировать местные органы власти.

- Как вы думаете - в чем причина столь активно выражаемого несогласия с нынешней позицией США в отношении Ирака ваших старых и верных союзников - Германии и Франции?

- В общем-то, никто в мире не жаждет этой войны. Президент Буш тоже хотел бы найти мирный выход из нынешней кризисной ситуации. Но последние заявления руководителей Франции свидетельствуют о том, что и они теперь не исключают применения военной силы против Ирака, если политическим путем не удастся решить существующие проблемы. По моему мнению, наши с Парижем расхождения последних дней касаются в основном тактики, но не стратегии действий в отношении Саддама Хусейна.

Германия недавно вошла в состав СБ ООН в качестве непостоянного члена. Но ее позиция вызывает некоторые трения в отношениях между Вашингтоном и Берлином. Однако можно обнаружить некоторые намеки на то, что Германия проголосует за применение силы по отношению к Ираку, если не будет другой альтернативы. Одновременно в Берлине говорят, что немцы ни в коем случае не будут принимать участие в возможной военной акции.

Может быть, самый важный аспект состоит в том, чтобы авторитет и мандат СБ ООН были защищены и верховенствовали при разрешении нынешней ситуации в Ираке. Это очень важно для Франции, для России и для всех остальных членов Совета Безопасности. Ведь если Саддаму удастся еще раз безнаказанно выйти из-под угроз и далее действовать в прежнем духе, это станет разрушительным ударом по авторитету СБ.

- Почему наказанию сейчас должен подвергнуться именно Ирак, где пока не найдены доказательства существования ОМУ, а, например, не Северная Корея, власти которой откровенно шантажируют всех своей готовностью создать ядерное оружие? Может быть, США опасаются иметь дело с полуядерным Пхеньяном, но спешат расправиться с более слабым Багдадом?

- США отнюдь не ощущают комфорта от тех событий, которые происходят в последнее время в Северной Корее и связаны с новым запуском АЭС. У нас в этом отношении нет никаких иллюзий, мы понимаем, что действительная цель этой АЭС - получение не электроэнергии, а плутония, который можно было бы использовать для создания атомного оружия.

Мы продолжаем считать, что политическое урегулирование северокорейского кризиса вполне возможно, и что Пхеньян пока не представляет собой той степени угрозы для международного сообщества, какой является Ирак. Мы готовы приступить к диалогу с руководством Северной Кореи, но не намерены уступать шантажу. Для решения этой проблемы необходимы и двусторонние и многосторонние усилия. Пхеньян должен вернуться к условиям договора о нераспространении ядерного оружия, который ранее был подписан им, прекратить программу создания ОМУ и вновь допустить международных инспекторов для проведения проверок.

Госсекретарь Пауэлл недавно повторил, что у нас нет никаких намерений напасть на Северную Корею. В то же время мы не исключаем никаких вариантов, если существующие проблемы невозможно будет решить политическим путем.

Что касается распространенных суждений о том, что мы хотим войны с Ираком, потому что он более беззащитен, то это не так. Суть вопроса в том, чтобы добиться от Саддама Хусейна выполнения его обязательств перед международным сообществом.

- Многие считают, что Вашингтоном движет стремление заполучить контроль над иракской нефтью.

- Если бы действительно лишь нефть была главным мотивом наших действий в отношении Ирака, то есть куда более простые, менее рискованные и менее дорогостоящие варианты достижения этой цели, чем предстоящая военная операция, расходы на которую могут достичь 200 миллиардов долларов. Мы могли бы заключить сделку с Саддамом Хусейном, сняли бы санкции с Ирака и развязали бы руки нашим нефтяным компаниям.

- Недавно исполнилось 500 дней после трагических событий 11 сентября. Насколько, на ваш взгляд, изменился за это время мир, как изменилась ваша страна?

- На мой взгляд, дата 11 сентября 2001 года стала своеобразным водоразделом в жизни человечества. Теперь все понимают, что наступила новая эра, эра новых вызовов, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в период холодной войны. События того памятного дня послужили своеобразным будильником и для американцев, которые вынуждены были осознать, что территория их страны уже не является неуязвимой, и что США в будущем могут ожидать новые, неизвестные угрозы. Тот факт, что они могут исходить со стороны не отдельных государств, но от целой сети террористических группировок, требует изменений и в подходе к обеспечению нашей безопасности.

Увы, одновременно повседневная жизнь американцев стала и менее приятной из-за повышенных мер безопасности, необходимость которых в общественных местах является ныне очевидной для всех. Однако мы все-таки находим, на мой взгляд, нужный баланс между сохранением наших гражданских свобод и необходимостью поддерживать повышенные меры безопасности.

- Для решения проблемы Афганистана, а теперь вот и Ирака США избрали военный путь. Вы считаете, что только с помощью оружия можно одолеть международный терроризм? Многие эксперты полагают, что к питающим его источникам относятся и ужасающий разрыв между "золотым миллиардом" и остальным человечеством, и специфика отдельных религий, и многие иные факторы.

- Конечно, военные действия не являются единственным способом борьбы с терроризмом, существует куда более широкий спектр методов борьбы с этим злом. Необходимо вести военные действия против отдельных группировок, когда в этом есть необходимость, как в Афганистане. Но есть немало других действенных механизмов, включая деятельность правоохранительных и разведывательных органов, чтобы своевременно выявлять преступные группировки и предотвращать тем самым их возможные действия.

Кроме того, для уничтожения корней, на которых вырастает террористическая деятельность, безусловно, необходимы объединенные международные политические усилия и выделение солидных экономических средств. Мы должны продемонстрировать следующему поколению, что помимо насилия имеются и иные подходы для достижения этих целей. Очень важным фактором является проведение просветительской работы в тех странах, где радикальное образование служит питательной средой для воспитания и поддержания террористических группировок. К таким странам относятся, в частности, Саудовская Аравия и Пакистан.

- Одной из важных составляющих террористических устремлений в современном мире считается антиамериканизм. В какой мере осознали это после 11 сентября ваши сограждане? Является ли антиамериканизм столь же неискоренимым, как и терроризм?

- Конечно, мы озабочены ростом антиамериканских настроений, особенно в исламском мире. Его глубина особенно удивительна, если учитывать, что мы поддерживаем свободу и защищаем ее от диктаторов. Мы считаем, что те ценности, которые мы пытаемся защитить, в конце концов пойдут на пользу всем народам в мире и послужат их духовному развитию.

Американцы и далее намерены активно продолжать борьбу и участвовать в войне идей. Мы рады, что среди россиян растет уровень понимания Америки и ее действий, что подтверждают и последние результаты опросов общественного мнения.

- Какие главные события ожидаются в российско-американском диалоге в этом году?

- Мы надеемся, что в ближайшее время сенат США и Госдума ратифицируют московский договор о стратегических потенциалах. Дальнейшее расширение сотрудничества на двусторонней основе и в рамках Совета Россия-НАТО послужит укреплению безопасности в мире, станет ответом на те новые угрозы и вызовы, о которых я уже сказал.

Я также предполагаю существенное углубление наших экономических отношений. Есть надежда, что будут осуществлены очень крупные американские инвестиции не только в энергетическом и промышленном секторах российской экономики, но и, например, в сфере гражданской авиации. Думаю, что Россия сможет увеличить экспорт нефти на американский рынок, поэтому очень важное значение придается строительству трубопровода из Западной Сибири в Мурманск и сооружению в этом городе порта по обслуживанию супертанкеров. Возможен прогресс в деле присоединения России к ВТО. Я надеюсь также, что в ближайшие месяцы конгресс США наконец-то избавит Россию от поправки Джексона-Вэника.

В международной сфере продолжится сотрудничество наших стран по широкому кругу вопросов: от проблемы Ирака и Северной Кореи до Афганистана и Ближнего Востока. И хотя в наших новых отношениях успех уже не исчисляется числом подписанных договоров или проведенных саммитов, последние остаются весьма важным фактором, поэтому мы с интересом ожидаем приезда президента Буша в конце мая в Санкт-Петербург на празднование 300-летнего юбилея этого города.

- Существуют ли какие-либо договоренности между Москвой и Вашингтоном о том, что интересы России будут учтены при послевоенном восстановлении Ирака?

- Идет обсуждение этой темы по разным каналам, и мы уже заверяли Россию, что ее экономические интересы будут приняты в расчет при рассмотрении устройства постсаддамовского Ирака. Но здесь нельзя заранее давать каких-либо конкретных гарантий, поскольку народ Ирака и его новое демократическое правительство, естественно, будет иметь первый голос при решении таких вопросов. Однако мы полагаем, что скорее новый режим в Ираке будет выплачивать долг России, нежели ныне существующий.

- В случае если после недавней катастрофы шаттла "Колумбия" надолго прекратятся полеты ваших кораблей к МКС, могут ли российские фирмы рассчитывать на финансовую или какую-то иную поддержку из США для того, чтобы временно заменить своих американских партнеров в строительстве станции?

- Пока идет выяснение причин, приведших к трагедии "Колумбии", мы в значительной мере зависимы от своих российских партнеров, в частности, в том, что касается доставки на МКС необходимого оборудования и продовольствия. Кроме того, к МКС, как известно, постоянно пристыкован один корабль "Союз", всегда готовый в случае необходимости эвакуировать экипаж со станции. Но мы надеемся, что нам быстро удастся найти причину аварии и возобновить полеты шаттлов.

Возможно, что США проявят желание разработать с Россией новые варианты поддержки работы экипажей на МКС, рассчитанные на более длительные периоды. В связи с этим могут появиться новые возможности для развития нашего сотрудничества в этой сфере, для российской космической программы и для российской промышленности в целом.

- Не предполагается ли привлечение предприятий российского ВПК к разработке и созданию американской ПРО?

- Нам, конечно, хотелось бы сотрудничать с российскими учеными и фирмами, которые могли бы внести заметный вклад в разработку ПРО. Мы отнюдь не считаем, что ее создание является улицей с односторонним движением. Думаю, что и Россия заинтересована в развитии улучшенной ПРО, которая могла бы защищать и российскую территорию, и российские войска от потенциальных угроз.

Для того чтобы российские ученые и специалисты могли принять участие в создании каких-либо проектов и отдельных составных частей системы ПРО, нам необходимо продумать общую стратегию сотрудничества в этой области. Мы знаем, что в России на сей счет существует определенная озабоченность и что президент Путин призывал защищать и охранять российскую отечественную технологию и интеллектуальную собственность. Я думаю, что вполне можно договориться о том, чтобы при разработке и осуществлении каждого конкретного проекта интересы обеих сторон были бы максимально защищены кроме прочего и с учетом того, чтобы никакие иные страны не смогли использовать эти разработки против США или России.

- В советское время в посольстве США в Москве искали совет, поддержку, а то и прибежище люди, по разным причинам гонимые официальными органами, прежде всего правозащитники. С какими проблемами сейчас обращаются россияне к американскому послу?

- Мы и теперь продолжаем поддерживать тесные контакты с правозащитниками и с некоторыми неправительственными организациями, которые стремятся укоренить основы гражданского общества в России.

Многие люди обращаются в посольство по своим конкретным проблемам: например просят воздействовать на российские власти в деле политического урегулирования ситуации в Чечне, жалуются на притеснение представителей национальных меньшинств или различных религиозных организаций в некоторых регионах страны. Но большинство запросов посвящено, конечно, выдаче виз на въезд в США. В последнее время мы многое сделали для облегчения всех формальностей, но, наверное, остаются возможности для совершенствования этого процесса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
842
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
782
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1412
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
665

Другие новости