0
951
Газета Интернет-версия

09.06.2003 00:00:00

Пекин никогда не спешит

Об авторе: Ирина Муцуовна Хакамада - заместитель председателя Государственной Думы РФ.

Тэги: китай, политика


Празднества по случаю трехсотлетия Санкт-Петербурга и саммит "восьмерки" в Эвиане стали отличным поводом для "выхода в свет" нового председателя КНР Ху Цзиньтао. Представитель "четвертого поколения китайских руководителей" посетил Петербург и Эвиан как лидер сильного и влиятельного государства, которое производит более 12% мирового ВВП, население которого является самым многочисленным на планете, темпы роста экономики которого не перестают впечатлять. Он приехал как лидер государства, руководство которого могло себе позволить отвергать приглашения на встречи "большой восьмерки" (наиболее явно это было продемонстрировано в 2000 году, во время окинавского саммита G 8), а во встрече в Эвиане согласилось участвовать, лишь воспринимая ее как "форум руководителей стран Севера и Юга".

Есть такое выражение: "Не подражать никому, но учиться у всех". Россия и Китай - классический пример его мудрости. Не надо подражать - мы пошли по разным путям, и я верю в то, что путь российский, пусть где-то более тернистый и трудный, в перспективе лучше для страны, надо только не бояться его и не сворачивать. Но есть вещи, которым стоит и поучиться.

Не перенапрягаясь во внешнеполитической сфере, Китай пришел к ситуации, когда он является одним из важнейших факторов мировой политики. Внутренняя мощь естественным образом спроецировалась во внешний мир, и вот уже сами страны Запада нарекли Китай "сверхдержавой XXI века".

Во внешней политике не принято слишком громко кричать, кому-то что-то навязывать, кого-то ругать и на кого-то обижаться. Вместо этого Пекин достаточно спокойно проводит курс на укрепление своего влияния во всей Восточной Азии, стремится к созданию единой валютной зоны в регионе. Он не ищет лихорадочно себе "партнеров", а вместо этого ставит менее амбициозную, но приносящую значительно больше пользы задачу формирования "пояса добрососедства".

Говоря о Китае, нельзя не коснуться вопроса российско-китайских отношений. Несмотря на то что Китай является мощнейшей державой на континенте, что в Сибири проживают уже более полумиллиона китайцев, а вместо одного россиянина, уезжающего с Камчатки, туда приезжают три китайца, Москва так и не выработала более или менее внятную стратегию развития отношений с Пекином. Не оставляет сомнений тот факт, что попытки включения Китая в различные геополитические фигуры бесперспективны и потенциально вредны для России, так как заманивают ее в ловушку, делают заложницей китайской стратегии. А идея создания треугольника Россия-Китай-Индия маловероятна с учетом особенностей индийско-китайских отношений. Партнерство с Китаем предполагает для России роль "младшего партнера" и не может соответствовать российским интересам - весьма сомнительны выгоды того, чтобы открыть рынок для дешевых конкурентоспособных китайских товаров, а страну - для китайской миграции, чтобы впоследствии быть брошенной в горнило американо-китайского соперничества.

России следует обратить особое внимание на целенаправленное развитие практического взаимодействия с Китаем и на совершенствование миграционной политики. События последних лет открыли новые направления в российско-китайском диалоге. Здесь прежде всего необходимо вспомнить недавнюю войну в Ираке с последовавшим переходом всего региона Персидского залива под контроль США, что чрезвычайно опасно для Китая, который постепенно становится одним из крупнейших потребителей нефти в мире. Ему нужны альтернативные источники черного золота для своей постоянно растущей экономики, и он ищет их в Казахстане и Латинской Америке, но, возможно, оптимальным для него было бы энергетическое сотрудничество именно с Россией. Второй важный аспект для российско-китайского диалога - американское военное присутствие у границ обоих государств. Третий - контртеррористическая деятельность. Ключевое значение имеет сотрудничество в рамках ШОС. Назначение исполнительным секретарем организации Чжан Дэгуана показательно в плане расклада сил в ней.

Наконец, распутывание северокорейского узла напрямую зависит от Китая. Россию же фактически отстранили от решения данной проблемы, которое на сегодняшний день проходит в виде торга между Китаем и США. Российские интересы требуют подключения страны к процессу урегулирования ситуации вокруг ядерной программы КНДР.

Нынешняя американская элита, как известно, верна традициям геополитики и в отношении Евразии стремится дружить со второй по значению страной против первой. Соответственно с Россией против Китая. Весьма вероятно, что Пекин также намеревается разыгрывать "московскую карту". В этой ситуации можно было бы сыграть на американо-китайских противоречиях - для каждой из сторон нежелательно, чтобы Россия слишком сильно сближалась с противной стороной, и, возможно, за это они будут готовы платить. Но при этом важно не заиграться и помнить о приоритетном характере модернизации и повышения внутренней эффективности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
736
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1251
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
918
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
477

Другие новости