0
1805
Газета Интернет-версия

23.06.2003 00:00:00

"Никакой войны быть не может"

Тэги: снг, одкб, лощинин


- Валерий Васильевич, вчера истек срок, данный президентом Сапармуратом Ниязовым гражданам Туркмении определиться с выбором гражданства. Каким образом будет защищать Россия права тех, кто оставил за собой право считаться россиянином?

- Россия должна и будет защищать и обеспечивать права и интересы своих граждан, где бы они ни находились... Практически сразу после достигнутых в Санкт-Петербурге президентами Путиным и Ниязовым договоренностей в Ашхабад вылетала делегация МИД России. В результате переговоров была снята напряженность вокруг многих аспектов этой проблемы, хотя полного взаимопонимания мы не достигли. Напряженность же возникает главным образом из-за острой реакции общественности на происходящее.

Работа с нашими туркменскими коллегами продолжается, создается совместная российско-туркменская комиссия по урегулированию проблемы двойного гражданства. Принципиальная позиция России до сведения Ашхабада доведена. Она состоит в том, что правовой статус тех людей, которые получили двойное гражданство в период действия Соглашения 1993 года, не должен ухудшиться после того, как соглашение утратит свою силу. Более того, мы считаем, что Протокол о прекращении действия этого соглашения не имеет обратной силы. Следовательно, в нашем понимании граждане, которые имеют двойное гражданство и получили его до того, как протокол вступил в силу, могут сохранить его, если того пожелают. Это, кстати сказать, международный принцип. Буквально на днях у меня состоялся телефонный разговор с министром иностранных дел Туркменистана Мередовым, который еще раз заверил меня, что никаких изменений в плане статуса, положения лиц, имеющих двойное гражданство, после 22 июня не будет.

- Некоторые российские политики открыто заявляют о том о том, что Кремль целенаправленно делает все для того, чтобы российские граждане из стран СНГ не могли вернуться на Родину, держа их там как некую силу, способную влиять на политику России в отношении той или иной страны Содружества.

- Я бы оставил это на совести тех, кто делает такие заявления. У самих же соотечественников существует в этом смысле полная свобода выбора. Более того, государство оказывало и продолжает оказывать возможную материальную поддержку переселенцам вплоть до того, что предоставляет им жилье в отдельных субъектах Федерации.

- Какова точка зрения МИДа на расширение американского военного присутствия в странах СНГ, в частности, в Центральной Азии?

- Мы отрицательно смотрим на любые попытки строить региональную безопасность без учета законных интересов России. Это относится не только к некоторым странам Центральной Азии, но и, скажем, к Грузии. Нельзя допускать, чтобы военное присутствие в странах СНГ - США или других стран - превращалось в источник подозрительности или трений. А если речь идет о борьбе с терроризмом, то тем более логично прорабатывать все эти вопросы с участием России как активного члена антитеррористической коалиции.

- Но очевидно военное заигрывание ряда стран СНГ как с США, так и с НАТО. А Армения, как утверждают некоторые наблюдатели, и вовсе ведет двойную игру: с одной стороны, она вроде бы развивает военное сотрудничество с Россией, с другой - все более активно выстраивает отношения с НАТО. Не получится ли в итоге так, что Ереван "попросит" Москву удалиться, как это в свое время сделала Грузия?

- В отношении Армении подобные подозрения совершенно необоснованны. Военное сотрудничество Еревана с НАТО является транспарентным и осуществляется на тех же основных принципах взаимодействия с альянсом, главным образом в рамках программы "Партнерство ради мира", которые свойственны и России. В настоящий момент в Армении в рамках этой программы проходят военные учения, в которых принимают участие 19 стран, в том числе и Россия. Военное же сотрудничество России и Армении, на мой взгляд, вообще является образцовым. Напомню, что на территории республики дислоцируется 102-я российская военная база. Армения - член ОДКБ. А в ближайшем будущем там будет создан штаб по оперативному руководству силами быстрого реагировании ОДКБ на кавказском направлении.

- Почему так долго продолжается политическое противостояние между Россией и Грузией, ведь в прошлом году чуть до войны не дошло?

- Ну, это вы явно перегнули. Никакой войны и быть не может! Возникло обострение, связанное с деятельностью чеченских бандитов с территории Грузии, в Панкисском ущелье. Были предприняты действенные шаги. Специалисты и силовые министерства России и Грузии провели серьезную работу. В результате кризис удалось преодолеть.

В этом стороны продемонстрировали, что обладают и политической волей, и готовностью учитывать интересы друг друга в решении подчас весьма сложных проблем российско-грузинских взаимоотношений. Достаточно вспомнить договоренности в Киеве в начале года и особенно сочинскую встречу президентов Путина и Шеварднадзе и, что принципиально важно, с участием премьер-министра Абхазии.

- А Абхазия? В Тбилиси, похоже, искренне убеждены в том, что Москва должна повлиять на Сухуми.

- Действительно, в свое время именно с помощью России удалось прекратить кровопролитие между грузинами и абхазами. Но сейчас ключ к урегулированию этой проблемы находится не в Москве, а в Тбилиси. Мы же только содействуем урегулированию этого конфликта, причем сегодня - на совершенно новой платформе сочинских договоренностей. Найдены такие проекты, которые отвечают интересам и одной и другой стороны. И прежде всего - в области экономики. Мы подходим к открытию сквозного железнодорожного движения Сочи-Тбилиси. Кроме этого, ведется работа по реабилитации каскада "Ингури-ГЭС", в чем обе стороны особенно заинтересованы. Наконец, на прошлой неделе в Москве прошли грузино-абхазские консультации по вопросу возвращения беженцев в самый южный, Гальский район. В дальнейшем практическое взаимодействие Грузии и Абхазии можно будет расширить, это и создаст предпосылки для решения проблемы политического статуса Абхазии. Следует помнить, что во всем этом активно и конструктивно участвуют представители ООН.

- Но как быть с тем, что сама Абхазия видит себя в составе России? Да и в Тбилиси время от времени возникают истерики по поводу того, что Москва хочет сделать Абхазию 90-м субъектом Российской Федерации.

- Что бы ни говорили в Тбилиси, каких-либо шагов по присоединению Абхазии к России Москва не предпринимает и предпринимать не намерена. Решение абхазской проблемы нам видится на путях сохранения территориальной целостности Грузии, но, как должно быть понятно, при обеспечении законных прав многонациональной Абхазии и ее государственности.

- И все же бытует мнение, что раз за 10 лет Сухуми и Тбилиси (так же, как, кстати, и Тирасполь и Кишинев) не нашли взаимопонимания, то не начать ли консультации по поводу предоставления этим непризнанным странам статуса суверенных государств? Более того, говорят, что, если бы у России не было "своей Чечни", Москва бы уже давно инициировала такие консультации.

- Не думаю, что это правильная оценка ситуации. Исчезновение с политической карты мира Советского Союза - это явление огромного масштаба, вызвавшее определенные катаклизмы и обострившее давно назревавшие проблемы, поэтому 10 лет для локализации конфликтов, возникших в момент распада этой огромной страны, наверное, все же не очень большой срок. Важно не допустить кровопролития. Эта задача реализуется с помощью России, российских миротворцев.

Что же касается Чечни, то никакой аналогии с Абхазией тут быть не может, это совершенно разные вещи, что, кстати, понимают и в Грузии. И потом, Чечня некоторое время назад практически получила статус самостоятельного государства, и, что из этого получилось, известно всем. Сейчас же в Чечне ведется большая работа, чтобы население получило возможность приобщиться к мирной жизни. Кстати сказать, то, что Россия делает в Чечне, Грузия могла бы проводить в отношении Абхазии. Нельзя изолировать Абхазию, ставить ее в едва ли не санкционное положение, ущемлять и без того сложную жизнь абхазов, вместо того, чтобы оказывать им необходимую поддержку.

- Недавно госсекретарь Союза Белоруссии и России Павел Бородин заявил о том, что уже в ближайшие дни Путин и Лукашенко встретятся для определения срока референдума по проекту Конституционного акта Союзного государства. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Я затрудняюсь говорить что-либо о ближайших сроках. Хотя могу подтвердить, что процесс подготовки Конституционного акта находится в завершающей стадии. Идет планомерная, настойчивая, целенаправленная работа.

- Значит ли столь длительная работа, что Кремль все же не оставляет надежд "убедить" Минск в том, что Белоруссия должна войти в состав России шестью областями?

- Вопрос так не стоит и не стоял. Это было предложение, которое сопровождалось двумя другими вариантами. Один из них - объединения на основе Договора 1997 года о Союзном государстве - и был выбран..

- Вы можете обозначить какие-то временные рамки этого объединения?

- Работу над Конституционным актом предполагается завершить до конца этого года. Очевидно, что о сроках выборов в Парламент и Суд Союзного государства с определенной точностью можно будет говорить, отталкиваясь уже от времени принятия Конституционного акта.

Но должен заметить, что при всем при том Союзное государство существует де-факто на основе упомянутого Договора и более того - действует и прежде всего - в экономической сфере. Достаточно сказать, что в прошлом году товарооборот между нашими странами приблизился к рекордной за последнее десятилетие отметки в 10 миллиардов долларов, а в течение четырех месяцев этого года увеличился более чем на 30%. А, скажем, транзит и перевозка некоторых белорусских грузов за тот же период по некоторым позициям возросли от 20 до 50%. Произошло это благодаря реализации нового "пакета" мер по дальнейшему формированию единого экономического пространства, в частности, подписанных соглашений о равных условиях в области ценовой политики и о расширении сотрудничества в газовой отрасли.

- Известно, что "под" упомянутый референдум президент Лукашенко собирается подверстать и вопрос об изменениях в Конституции Белоруссии, чтобы в 2006 году переизбраться на третий президентский срок. Поддержит ли его Россия эту его "внутриполитическую инициативу"?

- Это внутреннее дело Белоруссии. Никакой информаций на этот счет мы не располагаем. Могу лишь сказать, что, по опросам общественного мнения, президент Лукашенко является признанным лидером, заметно опережающим любых своих оппонентов.

- Насколько сложно с ним работать в рамках строительства Союзного государства?

- Никаких сложностей в этом смысле нет, и проблема такого рода не возникала, особенно в последние три года. Я начинал работать по данной проблематике еще в бытность свою послом в Белоруссии и хочу сказать, что Александр Григорьевич всегда был очень ответственен и конструктивен и сейчас он также очень близко к сердцу воспринимает все дела, которые происходят на российско-белорусском направлении. Он искренне заинтересован - я в этом глубоко убежден - в укреплении взаимодействия и сотрудничестве в строительстве Союзного государства.

- По оценкам ряда экспертов, инициированная Россией в феврале "четверка" уже в ближайшее время развалится, не родившись: из нее, тяготея больше к Западу, чем к СНГ, может выйти Украина. Насколько все это очевидно в данный момент?

- Я не разделяю столь пессимистических прогнозов, хотя переговорный процесс по созданию единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках известного заявления президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины продвигается непросто. Стороны ищут взаимоприемлемые компромиссы, тщательно взвешивая свои шаги по ряду чувствительных для них позиций, в частности по условиям вступления в ВТО. Однако политическая воля лидеров четырех государств в отношении того, чтобы выйти на позитивный результат в намеченные сроки, остается в силе. На сегодняшний день было проведено четыре заседания Группы высокого уровня, в ходе которых велась интенсивная проработка концепции ЕЭП и были определены основные параметры соглашения. Будущее соглашение предполагается разработать на базе уже прижившихся критериев региональной экономической интеграции и с учетом взаимодействия в рамках СНГ. При этом оно будет открыто для присоединения всех стран, входящих в ЕврАзЭС и СНГ, при условии их соответствия установленным в рамках "четверки" макроэкономическим и институциональным принципам.

- А что же тогда ждет само СНГ? Уже сейчас говорят о том, что это какая-то нежизнеспособная организация, хотя бы потому, что стоит как бы на опорах таких возникших внутри нее структур, как ЕврАзЭС, Союз Белоруссии и России, ОДКБ, теперь вот еще и "четверка" будет его подпирать┘

- Это представление о нынешней ситуации в СНГ представляется мне не только однобоким, но и просто неправильным по существу. Потому что при всех имеющихся сложностях динамика межгосударственных отношений в СНГ - позитивная. И тому есть конкретные подтверждения. Например, за последние четыре месяца российский товарооборот с Молдавией увеличился на 7%, с Казахстаном - на 10%, с Белоруссией и Украиной - почти на 30%. Мы сотрудничаем в различных сферах и вырабатываем новые формы сотрудничества, скажем взаимопомощь в развитии демократических институтов, в том числе путем направления наблюдателей от СНГ на парламентские и президентские выборы в наших странах. Главное - удается отрешаться от многого наносного, ненужного, того, что мешает нашей работе, а работа нацелена на создание благоприятных условий для налаживания взаимоотношений как в рамках СНГ, так и в рамках двусторонних отношений, причем на самом высоком уровне. Так что Содружество движется по пути своего укрепления.

Что же касается создания различных структур внутри СНГ, то все это деятельность, которая и нацелена на то, чтобы укреплять механизмы как в рамках Содружества в целом, так и в отношениях между отдельными странами - участниками этого процесса. Задача заключается в том, чтобы подтягивать государства СНГ к тому уровню отношений, который мы имеем, скажем, с Белоруссией - а это высший уровень интеграции. Мы исходим из того, что в перспективе достигнем уровня подобного взаимодействия со всеми другими бывшими союзными республиками и построим в СНГ единое экономическое пространство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
628
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
634
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1072
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
518

Другие новости