0
1928
Газета Интернет-версия

27.10.2003 00:00:00

Азиатский вектор в стратегии Москвы

Дмитрий Тренин

Об авторе: Дмитрий Витальевич Тренин - заместитель директора Московского центра Карнеги.

Тэги: сибирь, дальний восток, геополитика


сибирь, дальний восток, геополитика Сентябрьский визит премьера Михаила Касьянова в КНР может стать поворотным пунктом в расширении экономического сотрудничества наших стран.
Фото Reuters

Сейчас для России наступило "время Юга". Война в Чечне, потенциал нестабильности в Центральной Азии и на Кавказе, исламский экстремизм и международный терроризм - вот главные угрозы для безопасности страны. Однако уже лет через 10-15 они наверняка отойдут на второй план, обнажив главную геополитическую проблему России в XXI веке - будущее Сибири и Дальнего Востока.

В чем заключается эта проблема? Восточная часть России, лежащая между Уралом и Тихим океаном, развивалась Центром вначале как колония, а затем как резервная промышленная база и одновременно крепость и плацдарм для продвижения в Азию. Ориентация на потребности центральной власти, зависимость от нее и фактическая изоляция от ближайших соседей стали характерными чертами восточнороссийской экономики, социальной структуры и менталитета.

Происшедшие в конце ХХ века революционные изменения внутри страны (децентрализация власти и приватизация экономики) и в мире (глобализация) делают традиционную мобилизационную модель развития этого гигантского региона непригодной. Отставание в развитии по сравнению с ближайшими соседями на общем фоне депопуляции, деиндустриализации и структурной деградации превращает Дальний Восток и частично Сибирь в зону нестабильности. Это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для системы международных отношений в Азии.

Начиная со времен перестройки в Москве был принят ряд стратегических концепций развития Сибири и Дальнего Востока. Однако эти документы даже частично не были реализованы, поскольку оказались нереалистичными. Стратегия регионального развития разрабатывалась также в отрыве от внешней политики. Сохранение такого положения дел неизбежно ведет к кризису не только общенационального, но и международного масштаба.

Потребности: инвестиции, технологии, рабочая сила

В отличие от предыдущих лет теперь основную часть инвестиций для развития региона Сибири и Дальнего Востока придется привлекать из частных источников, в том числе иностранных. Фактор наличия свободных средств и передовых технологий указывает на США и Японию как на первоочередной объект приложения российских усилий. На мировых рынках инвестиций россиянам придется конкурировать с другими развивающимися экономиками, поэтому для достижения успеха необходимо не только предложить более выгодные условия для вложения капитала, но и создать необходимую финансовую, правовую, физическую инфраструктуру. Как предварительное условие - всерьез начать декриминализацию региона.

Любой вариант развития восточных регионов потребует притока рабочей силы. Возможности для привлечения новых работников из других частей России, как показывает практика последнего десятилетия, крайне ограничены. Надежда на привлечение русских переселенцев из стран бывшего СССР и других граждан стран СНГ призрачна. Вопрос не в том, привлекать рабочую силу из азиатских стран или нет, а в том, как это делать.

Недавняя либерализация иммиграционного законодательства РФ - факт позитивный. Требуется, однако, большее. Нужна политика по привлечению рабочей силы из соседних стран - Китая, Кореи, Вьетнама, Индии и других - в определенном количестве и на известных условиях. В частности, необходимы национальные квоты для исключения доминирования одной этнической группы; профессиональные квоты для привлечения специалистов определенных категорий и т.д. Резидентам должны быть предоставлены определенные права на территории России, их пребывание здесь должно быть защищено законом. В перспективе некоторые резиденты могли бы претендовать на натурализацию, становясь, таким образом, полноправными гражданами России.

Этот пункт стратегии выглядит наиболее спорным. В России существуют опасения насчет "демографической агрессии" (или "тихого просачивания") со стороны Китая. Многие считают, что китайцы наводнят Дальний Восток, вытеснят оттуда русских, а затем присоединят регион к Поднебесной.

От этих опасений нельзя отмахнуться. Китай действительно страдает от перенаселенности: именно безответственную политику поощрения рождаемости, наряду с эксцессами культурной революции, китайцы сегодня ставят в вину председателю Мао. Китайское правительство действительно продумывает варианты расселения соотечественников - временного или постоянного - на территории других стран. Цель Пекина очевидна: уменьшить "нагрузку на почву" в самом Китае и создать плацдармы для продвижения Китая на мировых рынках.

Бояться россиянам в этой связи стоит только одного - бесконтрольности и непрозрачности миграционных процессов (т.е. сохранения нынешней ситуации).

Как распорядиться ресурсами

Со своей стороны Россия обладает существенными ресурсами, разработка которых может дать импульс развитию. Проблема в том, как лучше ими распорядиться. Запасы нефти и газа в Сибири и на Дальнем Востоке уже привлекли существенные иностранные инвестиции. Потребности в энергоносителях делают Пекин и Токио заинтересованными в развитии партнерских отношений с Москвой. России важно использовать естественную конкуренцию потенциальных импортеров не только для укрепления позиций в межгосударственных отношениях, но прежде всего для развития Сибири и Дальнего Востока. Российский национальный интерес заключается в том, чтобы проведение маршрутов нефте- и газопроводов способствовало развитию региональной инфраструктуры, давало импульс приграничным территориям.

Москва также заинтересована в том, чтобы использовать свое положение в центре Евразийского континента и растущую вовлеченность в Евроатлантический и Азиатско-Тихоокеанский миры для развития транспортных и коммуникационных сетей, способствующих развитию Сибири и Дальнего Востока. Модернизация Транссиба как часть плана модернизации российских железных дорог в целом могла бы вновь стать локомотивом регионального развития. Этому же способствовало бы создание скоростных транспортных коридоров, связывающих Россию, Китай, Корею и Японию.

Обустройство внешней среды

Азиатская стратегия России призвана, разумеется, обеспечить и стабильную геополитическую ситуацию для Сибири и Дальнего Востока. Роль и значение отношений с Пекином в этой связи очевидны. Китайское руководство стремится осторожно модифицировать политическую систему без потери управляемости. Несмотря на это, в экономической, социальной и политической сферах нарастают естественные противоречия. В то же время во внешней политике Пекин проводит более активный (и в целом конструктивный) курс. Растет экономическая и военная мощь КНР. Китай реально становится великой державой.

В период "борьбы за многополярный мир" российские "евразийцы" возлагали на сотрудничество с Китаем напрасные и небезопасные надежды. Ныне под внешне гладкой поверхностью отношений между Пекином и Москвой продолжают существовать взаимное непонимание и недоверие.

На самих же китайцев наибольшее впечатление производят такие сюжеты, как отказ рассматривать их заявку на конкурсе по приватизации "Славнефти" и сохраняющуюся после визита премьера Касьянова неясность в отношении нефтепровода Ангарск-Дацин. Китай и Россия как будто прижались друг к другу спинами и смотрят в разные стороны.

В отношении России к Китаю не хватает прагматизма Прагматизм, однако, не способен заменить стратегию. Стратегия Пекина в отношении России призвана обеспечить для КНР надежный стратегический тыл, открыть доступ к энергетическим ресурсам и современным военным технологиям, предоставить возможность для "полезного сброса" части избыточного населения. Стратегия Москвы могла бы, в свою очередь, включать упрочение добрососедства, контролируемое использование китайских ресурсов для развития Сибири и Дальнего Востока и внедрение в немногие избранные секторы китайского рынка.

Пекин нам друг, но Токио дороже

Отношения с Китаем, безусловно, имеют исключительно важное значение. Однако, на мой взгляд, следовало бы сделать ставку на Японию как на главного партнера в деле модернизации Сибири и Дальнего Востока. Япония могла бы играть здесь роль, схожую с ролью ФРГ и Евросоюза по отношению к западным регионам России. Финансовые возможности Японии, ее технологическое лидерство и геополитическое положение делают Токио подходящим "модернизационным партнером" для России на востоке. Развитие подобного партнерства с Японией способствовало бы также упрочению позиций России в Азии в целом.

Что касается последствий такой политики для отношений с Китаем, то Пекин вряд ли мог бы всерьез протестовать против того, чтобы Москва в отношениях с Токио преследовала бы ту же цель, что и КНР - привлечение внешних ресурсов для модернизации страны. Но, разумеется, новая политика в отношении Японии должна предполагать урегулирование территориального спора на такой основе, которая учитывала бы политические, экономические и гуманитарные интересы обеих сторон.

В корейском аспекте азиатской стратегии России в ближайшей перспективе будут преобладать проблемы безопасности. Цель очевидна - исключить возможность военного конфликта на Корейском полуострове и прежде всего ядерного. Оптимальный способ достижения этой цели - принципиальная и общая жесткая позиция США, России, Китая, Японии и Южной Кореи по проблеме нераспространения ОМУ.

Экономическое значение Южной Кореи, а в перспективе единой Кореи - для развития российского Дальнего Востока существенно. Объединение Кореи, естественно, приведет к сосредоточению ресурсов Юга для реализации общенациональной задачи, но закат КНДР, вероятно, высвободит трудовые ресурсы, часть которых могла бы быть задействована для развития экономики Приморья.

С опорой на США

Стабильности и безопасности восточных границ России способствовало бы сохранение за Вашингтоном роли балансира в АТР. Политическое и военное присутствие США позволяет сохранять здесь равновесие - в том числе между крупными державами - в отсутствие действенных региональных систем безопасности. Вашингтон - не только партнер Москвы в вопросах нераспространения ОМУ. Он также заинтересован в том, чтобы Россия сохранила за собой Дальний Восток. России не нужен военный союз с США (и наоборот). Однако Москва могла бы заинтересовать американцев планами развития своих восточных регионов, стремясь привлечь для этой цели из США капитал и технологии, развивать транстихоокеанские связи.

В начале XXI века главное дело России - ее самообустройство. А сопутствующая задача внешней политики - получение дополнительных ресурсов для модернизации и трансформации страны, без которых ее успешное развитие невозможно. Главное же в азиатской стратегии Москвы - не "проецирование влияния", а привлечение ресурсов для развития Сибири и Дальнего Востока.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1045
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1253
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1708
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1400

Другие новости