0
9544
Газета Интернет-версия

17.11.2014 00:01:00

Россия идет на Восток

Тэги: россия, владимир путин, китай, синдзо абэ, энергетика, атэс


россия, владимир путин, китай, синдзо абэ, энергетика, атэс Синдзо Абэ пригласил Владимира Путина посетить Японию в 2015 году. Фото РИА Новости/Reuters

О том, что Россия поворачивается на Восток, Владимир Путин объявил еще два года назад – на саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) во Владивостоке. То есть задолго до начала открытого конфликта с Западом. Президент провозгласил тогда своего рода революционную цель – в течение 5–10 лет сделать Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) главным экономическим партнером России, обогнав Евросоюз, на долю которого приходится более половины товарооборота.

В этом развороте нет ничего удивительного, особенно сейчас. Во-первых, наша страна имеет огромную, слабо освоенную территорию в Азии. Во-вторых, введенные против России санкции на Западе осложнили экономическую ситуацию в стране и подтолкнули ее к развитию сотрудничества с азиатскими партнерами. В-третьих, мировое внимание смещается в АТР, где, как ожидается, будут происходить события планетарного масштаба – политические и экономические.

«XXI век уже называют Тихоокеанским веком, – отметил Путин на прошедшем на минувшей неделе в Пекине саммите АТЭС. – Россия как часть АТР обязана использовать те конкурентные преимущества, которые предоставляет этот стремительно растущий центр экономики, технологии, инноваций».

В свою очередь, развитие Сибири и Дальнего Востока – тоже уникальный шанс для стран АТР, возможность эффективно использовать открывающиеся здесь перспективы и еще больше укрепить свой потенциал. В частности, на Дальнем Востоке планируется создать целую сеть территорий опережающего развития с льготными налоговыми условиями и упрощенными административными процедурами. Предприятия, которые будут там размещены, будут ориентированы на узкий экспорт несырьевых товаров, прежде всего для зоны АТР.

В общем, для России взаимодействие с АТР – стратегическое, приоритетное направление. При этом важно, что для ее отношений с подавляющим большинством стран региона характерен позитивный, конструктивный фон. «Мы ценим такой настрой и намерены делать все возможное, чтобы развивать многоплановое двустороннее и многостороннее сотрудничество», – сказал Путин.

Расширение связей с АТР закреплено и в Энергетической стратегии России. Поставленная в ней цель заключается в увеличении доли углеводородов, поставляемых из России в Азию, с 12 до 23% к 2035 году (в том числе 32% по экспорту сырой нефти). Экспорт газа должен вырасти с 6 до 31,5% к 2025 году, а объемы поставок сжиженного природного газа планируется увеличить до 30 млн тонн к 2020 и до 100 млн тонн к 2035 году.

Вслед за газовым соглашением на 400 млрд долл. в присутствии Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина 9 ноября в Пекине было подписано новое соглашение. В соответствии с этой сделкой КНР закупит дополнительно 30 млрд куб. м газа в течение 30 лет, а поставляться он будет не только через восточный коридор, который является основой первоначального соглашения, но и по западному маршруту – из Западной Сибири в Китай через Алтай.

Однако Россия не концентрируется только на Китае. В настоящий момент изучаются возможности по расширению связей с Японией и Индией, где дефицит энергии также высок. Токио заинтересован в трубопроводе из России, по которому может поставляться около 20 млрд куб. м газа в год. Газопровод стоимостью 40 млрд долл. в Индию, третьему по величине импортеру энергоносителей в мире, должен пройти через Гималаи и менее стабильные Афганистан и Пакистан.

Поставки газа по этим маршрутам наверняка будут обсуждаться в ходе визитов Путина в Индию в декабре и в Японию в 2015 году. Встретившись в Пекине, российский лидер и премьер Японии Синдзо Абэ решили возобновить диалог с целью поиска такого пути решения территориальной проблемы, который удовлетворит обе стороны. При этом Москва и Токио будут отталкиваться от совместного заявления, сделанного в апреле прошлого года, что должно способствовать подписанию мирного договора.

Как отмечала японская печать, Путин стал придавать Японии особое значение, чтобы «вбить клин в антироссийскую коалицию, сформировавшуюся из-за украинского кризиса». Журналисты заметили, что в конце переговоров министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и другие члены делегации покинули заседание, и Путин говорил с Абэ один на один в течение 10 минут. По информации источника в МИД Японии, именно тогда между лидерами двух стран состоялся откровенный обмен мнениями. 

 Любопытно, что визит Путина на саммит АТЭС в КНР почти совпал по времени с поездкой главы российского правительства Дмитрия Медведева в столицу Мьянмы Нейпьидо на Восточноазиатский саммит (ВАС). Этот форум был учрежден в 2005 году как площадка для диалога лидеров государств АТР по актуальным вопросам безопасности, экономического роста и сотрудничества. Россия участвует в работе саммита с 2010 года. В настоящее время ВАС объединяет 10 стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ее диалоговых партнеров – Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корея, Россию, США и Японию.

Россия впервые с момента принятия в ВАС была представлена на саммите премьер-министром. На всех предыдущих встречах российскую делегацию возглавлял Лавров. В его лице Россия инициировала в этом объединении многосторонний диалог по вопросам формирования комплексной системы межгосударственных отношений в АТР с прицелом на подготовку юридически обязывающего документа о безопасности. 

Решение о запуске такой работы было принято на ВАС в Брунее в 2013 году. Профильные российские ведомства подключились к сотрудничеству в рамках ВАС в транспортной, экономической и финансовой сферах, а также в области обеспечения энергетической и продовольственной безопасности.

Эксперты в странах АСЕАН считают, что Россия, являясь одновременно европейской и азиатской страной, укрепляя статус ведущей азиатско-тихоокеанской державы, находится в идеальной позиции третьей силы, способной сбалансировать в АТР интересы двух других крупных региональных игроков – США и Китая. Причем в тот момент, когда интересы этих двух стран в АТР все чаще вступают в противоречие.

Для успешного присутствия в регионе нужны транспортные пути, которых у России пока нет. Вполне логично, что Россия намерена вложить крупные ресурсы в модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, рассматривает их как основу трансконтинентального моста Азия–Европа. Реконструкция железных дорог будет увязана с внедрением системы управления движением поездов на основе новейших технологий ГЛОНАСС, с развитием портового комплекса Дальнего Востока, а также с созданием так называемых сухих портов – транспортно-логистических центров.

В борьбе за транзит товаров из Азии Россия готова прорубить новое окно в Европу через Арктику. Северный морской путь должен стать современным, безопасным и экономически конкурентоспособным транспортным коридором, во многом ориентированным на грузы из стран АТР. Срок доставки грузов по нему от японской Иокогамы до голландского Роттердама составляет 15 дней, тогда как через Суэцкий канал – месяц. Беда в том, что навигация возможна не более четырех месяцев в году.

Прозвучали в Пекине и Нейпьидо многие другие долгосрочные задачи. Похоже, что Россия не собирается упустить шанс превратиться в реального игрока на поле АТР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1096
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1315
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1567
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1136

Другие новости