0
7655
Газета Интернет-версия

05.10.2015 00:01:00

Генассамблея с сирийским акцентом

Тэги: га оон, сб оон, сергей лавров, джон керри, барак обама, владимир путин, сша, россия, сирия, ирак, хайдер аль абади, валид аль муаллем, мид рф, иг, терроризм, башар асад, сса, иран


га оон, сб оон, сергей лавров, джон керри, барак обама, владимир путин, сша, россия, сирия, ирак, хайдер аль абади, валид аль муаллем, мид рф, иг, терроризм, башар асад, сса, иран Общение Сергея Лаврова с Джоном Керри в Нью-Йорке получилось конструктивным. Фото Reuters

Внимание всего мира на минувшей неделе было обращено на Нью-Йорк. В рамках 70-й сессии Генассамблеи в штаб-квартире ООН состоялась, как никогда жаркая, общеполитическая дискуссия, в которой приняли участие 154 главы государств и правительств и 30 министров. В этом году – сессия особенная. ООН отмечает юбилей, подводит итоги первых 15 лет тысячелетия и строит грандиозные планы на будущее.

Председатель сессии ГА Могенс Люккетофт предупредил, что реализовать новую повестку дня будет невозможно, если не удастся остановить катастрофические войны и конфликты. Из них наибольший накал страстей вызвал сирийский кризис. Именно его урегулированию было во многом посвящено пребывание Барака Обамы и Владимира Путина в Нью-Йорке, куда российский президент прибыл в новой роли – борца с терроризмом. Сначала оба лидера выступили с трибуны Генассамблеи, делая критические уколы в адрес друг друга и пытаясь заручиться поддержкой своих стратегий. А потом выдвигали аргументы уже за закрытыми дверями – свыше полутора часов вместо запланированных 55 минут.

По мнению Обамы, в Сирии должна произойти политическая трансформация, и президент Башар Асад должен уйти. Путин же заявил, что Асад – ключевая фигура в борьбе с «Исламским государством» (ИГ) (деятельность организации запрещена на территории России по решению Верховного суда. — Прим. «НГ») и он продолжит поддерживать сирийского лидера. Для разрешения продолжающегося пятый год конфликта президент РФ предложил создать широкую международную антитеррористическую коалицию. «Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество», – сказал Путин.

В Вашингтоне идея коалиции не нашла понимания. New York Times процитировала вице-президента фонда Карнеги Эндрю Вайсса, заметившего, что «единственная «дорожная карта», которую представил Путин, – это невнятная концепция грандиозной коалиции, борющейся с терроризмом рука об руку с Башаром Асадом, то есть с тем, кто, по словам американцев, является источником этой проблемы». После двух речей, одного приема и последовавшей за ним встречи не было и намека на то, что Обама и Путин существенно сузили главную пропасть между ними в вопросе о будущем Асада, констатировала газета.

По словам же главы МИД РФ Сергея Лаврова, на переговорах Путина с Обамой «царила дружеская атмосфера, открыто обсуждались вопросы, они полностью понимали друг друга. Но в силу некоторых причин полное понимание не означает полномасштабного сотрудничества и совместных действий».

Как бы то ни было, президенты согласились продолжать диалог, в том числе по вопросу борьбы с ИГ, а также расширить контакты между российскими и американскими военными. Путин, выступая перед российскими СМИ после встречи с Обамой, сказал, что не исключает участия в бомбардировках ИГ в Сирии. И «силовой метод», примененный Москвой в Сирии, сработал, избавив Россию от навешанного ей в прошлом году президентом США ярлыка региональной державы.

Вашингтон готов «приветствовать усилия» России по уничтожению боевиков ИГ, если эти шаги будут отражением «истинной заинтересованности» Москвы в победе над террористической группировкой, заявил госсекретарь США Джон Керри. Он выступил на министерском заседании Совета Безопасности ООН под председательством России, созванном через несколько часов после того, как российские самолеты нанесли ряд точечных ударов по целям в Сирии и в адрес РФ поступили обвинения в том, что ее авиация бомбит не столько базы боевиков ИГ, сколько стан оппозиции и мирных жителей. «Авиаудары такого рода побуждают задаться вопросом, каковы реальные намерения России: борьба с ИГ или защита режима Асада», – сказал госсекретарь.

Чтобы донести до Керри в деталях стратегию Москвы, Лавров встречался с ним трижды за четыре дня и даже говорил по телефону. Россия считает оппозиционную режиму Асада Свободную сирийскую армию не террористами, а «частью политического процесса». Ее роль заключается в том, чтобы «обеспечить устойчивый переговорный процесс в рамках политического урегулирования», пояснил Лавров.

В Нью-Йорке он заявил, что Россия не планирует расширять антитеррористическую операцию на Ирак. «Нас не приглашали, и никто об этом не просил. Как вы знаете, мы вежливые люди. Мы не поедем туда, куда нас не пригласили», – сказал он. В то же время Лавров сообщил, что Москва через правительство Ирака передает оружие противостоящим ИГ курдам. Кроме того, курды представлены и в недавно созданном информцентре в Багдаде – координационной структуре, сформированной при участии России, Сирии, Ирана и Ирака.

Тем временем премьер Ирака Хайдер аль-Абади заявил, что не будет возражать против российских бомбардировок по ИГ на территории его страны. «Не вижу проблемы, если российская сторона будет наносить удары по ИГ в Ираке после координации с нами», – сказал он.

«Халифат», который террористы пытаются создать в Сирии, не ограничится Сирией или Ираком, а нацелен на пространство от Мекки до Европы, предупредил заместитель премьер-министра, глава МИД Сирии Валид аль-Муаллем. Он назвал эффективной военную операцию России в Сирии, начатую «по просьбе сирийского правительства». Ведь любая операция по борьбе с терроризмом в Сирии, проводимая без координации с правительством, обречена на провал. При этом аль-Муаллем впервые сообщил, что власти Сирии готовы участвовать в консультациях по подготовке к «Женеве-3» – раунду переговоров по политическому урегулированию сирийского конфликта.

Несмотря на обеспокоенность Вашингтона поддержкой, которую оказывает Россия Асаду, и выбором целей для авианалетов российских ВВС в Сирии, Лавров и Керри договорились выработать предложения, как ускорить политический процесс, направленный на прекращение гражданской войны в Сирии. Каждый из них представит эти предложения своему президенту.

На пятничной пресс-конференции Обаму спросили, как он относится к мнению, что Путин его переиграл в мировой политике. В ответ президент США признал, что многие в Вашингтоне разделяют это мнение. Однако пояснил: «Действия господина Путина успешны только в том, чтобы повысить его рейтинги в России, – может быть, у нас внутри вашингтонской кольцевой дороги так впечатлены этим, потому что считают это мерой успеха». По его словам, действия России в Сирии «не являются умным, стратегическим ходом». При этом США не желают противостояния с Россией и хотят, чтобы Россия была «успешной», заверил Обама.  

Нью-Йорк–Москва


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
657
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1343
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1177
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2236

Другие новости