0
17469
Газета Интернет-версия

01.02.2016 00:01:00

Москва без Страсбурга

Тэги: пасе, совет европы, еспч, россия, правозащитники, иноагенты, нко


пасе, совет европы, еспч, россия, правозащитники, иноагенты, нко Отcутствие делегации на зимней сессии ПАСЕ – шаг к самоизоляции России. Фото со страницы Совета Европы в Flickr

В феврале исполняется 20 лет, как Россия стала членом Совета Европы (СЕ) – общеевропейской организации, задающей стандарты прав человека, демократии и верховенства закона. Вступив в СЕ, Россия подтвердила приверженность идеалам и принципам демократии и заверила организацию в том, что приведет свои законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами.

За этот период Россия ратифицировала свыше 50 конвенций СЕ по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные и социальные проблемы). Присоединившись в 1998 году к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она обязалась выполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) – одной из составных частей СЕ. Однако недавно российские власти приняли закон, фактически разрешающий не выполнять решения ЕСПЧ, а в январе заявили, что сокращают обязательный взнос в бюджет СЕ на две трети. «Мы заплатим одну треть в феврале к установленному сроку, – подтвердил в минувшую субботу спикер Госдумы Сергей Нарышкин в интервью каналу «Россия 1». – А дальше посмотрим».

Предпринимая подобные шаги, Россия рискует лишить себя членства в СЕ. О том же свидетельствует и решение Госдумы не посылать запрос руководству Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) на участие нашей делегации в зимней сессии, которая состоялась с 25 по 29 января в Страсбурге. В Москве посчитали, что таким образом делегация РФ сможет избежать возобновления санкций, которые впервые были введены против нее в апреле 2014 года из-за присоединения Крыма.

Но эта стратегия не полностью себя оправдала. В повестке дня сессии и в программе мероприятий, которые прошли в ее рамках, российская тема была представлена достаточно широко. Так, европейские парламентарии заслушали два доклада, в которых Москва упоминалась в негативном контексте. Первый посвящен сложным условиям работы, в которые власти поставили правозащитников в некоторых странах – членах СЕ, а второй – неприемлемым мерам, введенным руководством стран с целью ограничить деятельность неправительственных организаций.

Условия, в которых правозащитники ведут свою работу в России, существенно ухудшились после принятия в июле 2012 года законодательства о так называемых иностранных агентах, утверждается в первой резолюции. В России термин «иностранный агент» исторически приобрел негативное значение и может рассматриваться как синоним слов «шпион» или «предатель», говорится во втором документе. В Страсбурге считают, что методы российской власти в борьбе с активистами напоминают сталинские времена, когда неугодные режиму персоны объявлялись врагами народа.

Понятно, что в условиях бойкота со стороны российской делегации дать отпор таким настроениям в СЕ – кстати, одной из немногих организаций, куда не входят США, – невозможно. И это еще один довод против ухода России из ПАСЕ: нельзя оставлять площадку оппонентам.

Согласно процедуре ПАСЕ, российская делегация, добровольно отказавшись от участия в январской сессии, теперь не имеет права участвовать в деятельности ассамблеи до конца года. Как подчеркнула экс-председатель ПАСЕ Анн Брассер, это решение Москвы вызвало сожаление в Страсбурге, однако автоматически оно привело к аннулированию полномочий делегации РФ на 2016 год или по крайней мере до проведения следующих парламентских выборов.

Выборы в Госдуму состоятся 18 сентября, и у избранных депутатов будет время отправить верительные документы до начала осенней сессии ПАСЕ, которая откроется 10 октября. Однако процедура с утверждением полномочий новой российской делегации не ясна – случай с нежеланием страны послать в ПАСЕ список своих представителей беспрецедентный. В любом случае Россия пропустит сессии в апреле и июне. Да и деятельность ПАСЕ – это не только сессии, но и рабочие заседания комитетов и руководящих органов ассамблеи, которые происходят в течение года.

Неудивительно, что демарша Москвы в руководстве ПАСЕ и СЕ не поняли. «Я был удивлен этим решением», – признался генсек ПАСЕ Войцех Савицкий. Состав депутатов ПАСЕ за последние месяцы очень изменился, поэтому предсказать, какое решение могла бы принять сессия относительно полномочий российской делегации, было невозможно.

Как бы то ни было, отношения России и ПАСЕ зашли в тупик. Более того, если Москва и Страсбург продолжат гнуть свою линию, на повестке дня, как предупреждал в прошлом году Нарышкин, замаячит вопрос и о полном выходе из СЕ. «По истечении 2015 года мы проанализируем ситуацию, и не исключаю, что для нас встанет вопрос и о членстве в Совете Европы. Пока мы об этом не говорим, не будем загадывать, но это не исключено», – сказал спикер ГД.

Такой шаг многим в Страсбурге пока кажется невероятным. Ведь СЕ – это не только ПАСЕ и ЕСПЧ, но и Комитет министров, Конгресс местных и региональных властей, Организация по борьбе с коррупцией (GRECO), Венецианская комиссия (она оценивает конституционные нормы стран-членов) и т.д. Комментируя «НГ» высказывания Нарышкина, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд сказал: «Считаю, что мы не должны пугать друг друга угрозами исключить кого-то из Совета Европы или уйти из Совета Европы. Не могу представить, что такое может произойти в современной Европе, и мы опять будем разделять народы и исключать друг друга».

В Москве надеются, что новый председатель ПАСЕ Педро Аграмунт протянет руку России.	Фото со страницы Совета Европы в Flickr
В Москве надеются, что новый председатель ПАСЕ Педро Аграмунт протянет руку России. Фото со страницы Совета Европы в Flickr

Решение  – уходить или остаться в СЕ, очевидно, в Москве пока не принято. Последствия радикального шага не могут объективно просчитать ни эксперты, ни политики. Хотя ясно, что такой демарш  – колоссальный удар по имиджу страны, путь к самоизоляции. Случаев выхода из СЕ еще не было, и если это произойдет, то станет уникальной практикой, которая будет означать разрыв с цивилизованным миром. Таким поступком Россия окончательно объявит Западу холодную войну, а Запад – нам.

Рассуждая о возможности выхода из СЕ, российские политики подчеркивают, что Москва платит самые крупные взносы организации, а получает в ответ исключительно критику. Уход России, по их мнению, нанесет серьезный финансовый удар СЕ. Однако утверждение о самых больших взносах не вполне соответствует истине. Платеж России составляет около 32,3 млн евро. Больше вносят Франция (38 млн), Италия (35,1 млн) и Германия (35 млн). Общий же бюджет СЕ составляет примерно 306 млн евро, то есть на Россию приходится 10,5%.

Но для СЕ проблема финансового ущерба вряд ли окажется слишком острой. Турция, например, неоднократно заявляла о желании стать одним из главных плательщиков и может занять российское место в бюджете организации. В Страсбурге обеспокоены тем, что Россия перестанет быть субъектом конвенций, которые позволяют защищать права ее граждан. Кроме того, россияне не смогут обращаться в ЕСПЧ.

Между тем по состоянию на середину 2015 года за то время, что россияне получили право жаловаться в Страсбург, они подали в ЕСПЧ 9,4 тыс. заявлений. По этому показателю Россия занимает второе место после Украины с 13,3 тыс. жалоб. Так что если отмену моратория на смертную казнь часть россиян будет, вероятно, даже приветствовать, то исчезновение возможности подавать жалобы в ЕСПЧ  – вряд ли.

С другой стороны, число россиян, способных адекватно оценить, что же дало России членство в СЕ, по-прежнему невелико. Если верить опросам, 73% наших граждан не имеют ничего против выхода России из ПАСЕ. Аргументы хорошо известны: унизительно выступать в роли мальчика для битья, да еще платить за это.

За последние годы ПАСЕ неоднократно высказывала претензии к России по различным поводам. Поэтому Москва напрямую связывает возможную перезагрузку своего диалога с ассамблеей со сменой руководства ПАСЕ, о чем неоднократно заявлял глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. «На наш взгляд, во время своего председательства Анн Брассер не создала необходимых условий для возобновления равноправного и конструктивного диалога с Россией. Надеемся, что Педро Аграмунт в той степени, в которой это от него будет зависеть, приложит усилия для восстановления такого диалога», – прокомментировал он избрание испанского политика на минувшей неделе.

Насколько оправданны надежды России, покажет время. Педро Аграмунт, если судить по его инаугурационной речи, намерен возобновить диалог ПАСЕ с Москвой, но «четко придерживаться официальной позиции СЕ относительно оценки действий России в Крыму и на востоке Украины». Кроме того, принципиальный для Москвы вопрос о полном возвращении полномочий российской делегации в ПАСЕ все-таки находится в компетенции не ее председателя, а депутатов из 46 стран – членов СЕ.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
646
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
717
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1026
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
833

Другие новости