0
15327
Газета Интернет-версия

12.12.2016 00:01:00

Восстанавливать отношения с Россией Трампу следует без спешки

Тэги: сша, президент, трамп, внешняя политика, россия, ларри нэппер, интервью


сша, президент, трамп, внешняя политика, россия, ларри нэппер, интервью Фото Gettyimages

Чуть больше чем через месяц состоится инаугурация избранного президента США Дональда Трампа. Его приход в Белый дом, очевидно, внесет поправки во внешнюю политику страны. В частности, Трамп и его помощник по национальной безопасности Майкл Флинн заявляли о готовности наладить более тесное сотрудничество с Россией. О том, какие риски и прорывы несет президентство миллиардера-республиканца и при каких условиях возможно устойчивое взаимодействие с Россией корреспонденту «НГ» Евгению ПУДОВКИНУ рассказал прибывший в Москву экс-посол США в ряде постсоветских республик, старший преподаватель Школы им. Джорджа Буша-старшего при Техасском университете A&M Ларри НЭППЕР.


Господин Нэппер, на днях в России принята новая Концепция внешней политики. В документе говорится о переходе к полицентричной системе международных отношений, которая, в свою очередь, основывается на взаимодействии нескольких ведущих центров силы в интересах решения глобальных проблем. Согласны ли вы с таким утверждением?

– Лично я согласен с такой характеристикой нынешнего положения. В мире сейчас существует несколько мощных игроков: США, ЕС, Россия, Китай. Есть еще негосударственные игроки – например, Международный валютный фонд, Мировой банк. Существуют, к сожалению, и такие организации, как «Аль-Каида» или «Исламское государство» (запрещены в России. – «НГ»). Ситуация на международной арене очень запутанная. Ни одна из стран в настоящее время не доминирует – и наверняка, если бы даже и стремилась, не смогла бы достичь этого.

Какие проблемы способны объединить центры силы?

– Можно привести несколько вызовов, на которые мы можем ответить только сообща,– терроризм, глобальное потепление. Но есть другие задачи, которые стоит обсуждать и решать путем взаимодействия нескольких государств – в частности, территориальные споры в Арктике. Восемь стран, включая Канаду, США и Россию, имеют выход к этому региону. Китай, хотя и не высказывает претензий на территорию в Арктике, тоже имеет в регионе свои интересы.

Вы назвали Россию в числе главных игроков на мировой арене. Но многие обозреватели относят РФ к региональным державам. Отмечаются также ее скромные экономические показатели. Насколько велико влияние России на мировой арене и в какой степени Запад готов считаться с ее мнением?

– Действительно, по некоторым характеристикам Россия, конечно же, отстает от других супердержав. В то же время, на мой взгляд, решения, которые принимаются в Москве, влияют на ход мировой политики. Поэтому для США и других западных стран очень важно наладить с Россией хорошие отношения. Это в наших общих интересах.

В новой Концепции внешней политики РФ также говорится, что в настоящий момент «происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион». Как вы относитесь к тезису о перемещении центра силы в Азию?

– Азия – очень динамично развивающийся регион, прежде всего с экономической точки зрения. Хотя в последнее время экономический рост, например, Китая замедлился, показатели региона все равно довольно внушительные. Барак Обама объявил о «развороте к Азии» – решение, наглядно демонстрирующее серьезность намерений США в отношении партнерства с регионом. На мой взгляд, это было правильное решение.

В то же время усиливаются проблемы в Центральной и Восточной Европе, и происходящее в этом регионе не менее важно, чем события в Азии. Если честно, я не считаю, что важность регионов в международных отношениях – это игра с нулевой суммой. То есть если мы отвлечемся от событий в Европе, то станем пристальнее наблюдать за происходящим в Азии и т.д. Для нынешнего состояния, в котором пребывает мировая система, характерна высокая степень взаимосвязи между различными ее участниками. Это глобальная система, и чем быстрее мы это поймем, тем, вероятно, скорее нам удастся решить множество задач.

Избранный президент Дональд Трамп, судя по заявлениям, не испытывает особого энтузиазма в отношении глобализации. Возвращаясь к отношениям между Китаем и США, историк Ниалл Фергюсон придумал слово «Чаймерика» (Chimerica), обозначающее тесную макроэкономическую взаимозависимость двух стран. Многие наблюдатели опасаются, что Трамп может затеять с Китаем торговую войну, поставив под угрозу связи двух крупнейших экономик.

– Я не уверен, что Трамп когда-либо говорил о торговой войне с Китаем. Он сделал несколько комментариев о Китае в ходе предвыборной кампании, говоря о возможности применения пошлин в отношении импорта из Китая. Также нужно понимать, что мы находимся в стадии переходного периода от администрации Обамы к кабинету Трампа. А избранный президент испытывает собственный переходный период, расставаясь с амплуа кандидата и примеряя на себя роль главы государства. Между этими двумя состояниями лежит пропасть. Есть вещи, о которых легко говорить во время избирательной кампании, но потом очень сложно воплотить в жизнь. Посмотрим, как Трамп будет (и будет ли вообще) совершать те действия в отношении Китая, о которых он заявлял в ранге кандидата в президенты.

Многие эксперты отмечают схожесть во взглядах между Владимиром Путиными и Дональдом Трампом. Согласны ли вы с таким утверждением? Путин и Трамп уже успели обменяться комплиментами. Станут ли они прелюдией к ослаблению напряженности в российско-американских отношениях?

– Оба политика публично выражали надежду на потепление отношений между двумя странами. Считаю, что это возможно. Вероятно, после 20 января оба лидера смогут наладить тесный контакт. Атмосфера в российско-американских отношениях в целом может улучшиться.

Однако стоит помнить: позитивный старт не всегда выдерживает испытание временем. Последние три лидера США – Клинтон, Буш-младший и Обама – в начале своего президентства поддерживали вполне дружеские связи с российской стороной. На момент окончания президентского срока каждого из них, однако, картина в отношениях с Россией имела более антагонистические оттенки. 

Я придерживаюсь точки зрения, что личностный фактор не играет определяющей роли в международных отношениях. Главный вопрос, который должны задавать себе главы двух стран: какие возможности открываются в связи с более тесным сотрудничеством с тем или иным правительством? И, переводя разговор в плоскость российско-американских отношений, стоит отметить, что обе страны могут извлечь выгоды из налаживания тесного взаимодействия.

Градус напряженности между Россией и НАТО возрастает. Стороны обвиняют друг друга в провокациях и нагнетании обстановки. Насколько опасна такая ситуация?

– Уровень напряженности действительно очень высок. В регионе находится много высокотехнологичной военной техники – истребители, корабли, танки, – которая маневрирует в пределах сравнительно небольшой территории. Лично мне хотелось бы увидеть спад напряженности. Потому что в ситуации даже какого-то случайного происшествия последствия могут быть очень серьезными. Конфликт нужно пытаться всеми силами охладить.

Многие до сих пор спорят, правильным ли было расширение НАТО на восток. Именно этим объясняют недоверие России к Западу. Что об этом думаете вы?

– Этот спор ведется довольно давно. На мой взгляд, не стоит забывать, что страны Восточной Европы являются полноправными членами НАТО с 2004 года. Они обладают такими же правами и обязанностями, как и другие участники альянса. И эти небольшие государства не представляют угрозы для России. Я не хочу никого обвинять, это непродуктивно. Надо задуматься над тем, как лучше достичь консенсуса и разрешить противоречия.

Рональд Рейган, как известно, не обладал особыми познаниями в области международных отношений, однако он умел прислушиваться к своим советникам, когда их экспертиза была необходима. Будет ли Трамп ориентироваться на мнения экспертов? Недавно экс-посол США в России Майкл Макфол отметил, что хотел бы видеть на посту советника миллиардера по России Томаса Грэма, который занимал эту должность в администрации Буша-младшего. Кого бы посоветовали Трампу на эту позицию вы?

– Я знаю Грэма много лет и отношусь к нему с большим уважением. В США много экспертов, совет которых по России был бы очень ценным, включая самого господина Макфола. Джон Теффт, действующий посол в Москве, знает о России очень много.

Касаясь вопроса, будет ли Трамп прислушиваться к советникам, мы узнаем наверняка, когда он станет выполнять президентские обязанности. Но, как представляется на первый взгляд, избранный президент – умный человек, он добился многого на бизнес-арене. Считаю, что он знает цену хорошему совету.

Вместе с тем очевидно и то, что у Трампа есть собственный взгляд на многие вещи. Он уже разговаривал со многими мировыми лидерами. Многое будет зависеть к тому же и от того, кого он назначит главой Госдепартамента и какое влияние эта фигура будет иметь на президента. А по моим предположениям, кто бы ни оказался на посту главы Госдепа, он или она будет пользоваться у Трампа авторитетом.

Если бы должность советника предложили вам, какой подход к «российскому вопросу» рекомендовали Трампу?

– Я бы, конечно, посоветовал добиться улучшения отношений с Москвой. Но я бы также заметил: не надо спешить с этим вопросом. Нужно провести несколько встреч, «прощупать дно», обдумать, чего именно мы хотим добиться. Потом стоит поговорить об этом с российскими коллегами, посмотреть, есть ли фундамент для консенсуса. Словом, нам нужна долгосрочная стратегия отношений с Россией, а не просто контакты ради пары фотосессий и пресс-конференций. Мы должны прервать цикл, когда начинаем на позитивной ноте, а к концу каждой администрации наши отношения резко ухудшаются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
817
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
957
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1337
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1073

Другие новости