0
13775
Газета Интернет-версия

16.01.2017 00:01:00

Как завоевать друзей и упрочить американское лидерство

Тэги: сша, президент, трамп, внешняя политика, россия, путин, антироссийские санкции, мнение


сша, президент, трамп, внешняя политика, россия, путин, антироссийские санкции, мнение Дональд Трамп заявил, что сохранит санкции против РФ «по крайней мере на некоторое время» после инаугурации. Фото Reuters

Победа Дональда Трампа может сменить вектор взаимодействия Вашингтона и Москвы на более примирительный. Противоречия между двумя странами сегодня являются более острыми, чем в 2009-м, когда роль мессии российско-американских отношений возложил на себя Барак Обама. Фактор Трампа, таким образом, может стать последним шансом вернуть Россию в орбиту Запада, считает ряд экспертов.

«Приход новой администрации нередко приносил с собой «медовый месяц» в российско-американских отношениях, – утверждает в статье в журнале Foreign Policy Майкл Макфол, экс-посол США в России, профессор политологии в Стэнфордском университете, старший научный сотрудник Института Гувера. Однако 2017 год действительно уникальный. Никогда еще президент США не делал такое множество лестных заявлений о хозяине Кремля, как Трамп».

«Избранный президент считает Владимира Путина партнером, а не проблемой. Трамп не раз давал понять, что хочет снизить градус накала в отношениях с Россией, чтобы Москва и Вашингтон больше доверяли друг другу. Это, в свою очередь, откроет дверь совместной борьбы с общими врагами. Трамп также намерен препятствовать тому, чтобы Россия занимала сторону Китая в конфликтах Пекина с Вашингтоном, – напомнил «НГ» старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Институте Хадсона Ричард Вайц. – Во время президентской кампании Трамп говорил, что когда войдет в Белый дом, то будет готов поддержать сирийское правительство, признать аннексию Россией Крыма и попытается отменить наложенные на Россию санкции, которые стоят на пути более тесных торговых связей между двумя странами».

Выполнение Вашингтоном упомянутых трех условий – отмена санкций, признание лидерства Башара Асада в Сирии и закрепление за Крымом нынешнего статуса - стало бы «идеальной сделкой», о которой мечтает Кремль, констатирует Ниалл Фергюсон, британско-американский историк, профессор Гарвардского университета и автор биографии Генри Киссинджера. «Чего я не понимаю, так это с какой стати Соединенные Штаты должны делать России такие одолжения? – пишет историк в журнале Foreign Policy. - Что именно Москва готова предложить взамен?».

Слушания в Сенате по кандидатурам на высокие посты в новой администрации, состоявшиеся на прошлой неделе, обнажили противоречия вокруг российского вопроса. Кандидат на пост министра обороны Джеймс Мэттис назвал Россию «главной угрозой» интересам США. А номинированный на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон, в прошлом публично поддерживавший идею снятия с РФ экономических санкций, в беседе с представителями верхней палаты от таких предложений отрекся.

Это, разумеется, не значит, что Белый дом готов в одночасье отказаться от намерений подружиться с Кремлем. По данным ряда СМИ, в последние недели помощник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн находился в контакте с Сергеем Кисляком, послом РФ в Вашингтоне.

«Ключевые советники Трампа по вопросам обороны все еще не пришли к консенсусу относительно того, насколько тесно они хотят сотрудничать с Россией в сфере безопасности. Однако в целом все они поддерживают идею развития сотрудничества двух стран в области экономики и энергетики. Расширение связей в этих сферах, в свою очередь, могло бы подготовить почву для стабилизации отношений двух стран по вопросам ядерной безопасности, региональных сфер влияния и взаимного доверия в целом, – рассуждает Вайс. – Но дело в том, что в отличие от формата китайско-американских отношений торговые и гуманитарные связи России и США очень слабые. Поэтому отношения между Москвой и Вашингтоном не имеют того экономического фундамента, который сглаживает урон от политических противоречий Вашингтона с Пекином».

Беседуя с Wall Street Journal в минувшую пятницу, Трамп допустил, что сохранит санкции в начальной стадии своего пребывания у власти, пока не убедится, что Москва готова на плодотворное сотрудничество, особенно в области борьбы с террором. При этом избранный президент все еще демонстрирует оптимизм: «Если ты ладишь с Россией и Россия действительно помогает нам, зачем кому-либо сохранять санкции, если кто-то делает действительно хорошие вещи?»

«Трампу понадобится время, чтобы отменить или ослабить санкции в отношении России. Его попытки сделать это к тому же наверняка будут и дальше подвергаться очень сильной оппозиции со стороны СМИ и Конгресса, – полагает Вайц. – Не стоит забывать, что во время президентства Обамы республиканцам в Конгрессе нередко удавалось ставить палки в колеса инициативам президента в отношении России, которые те считали слишком примирительными».

Так что же США могут попросить у России, чтобы продвинуть популярность темы укрепления связей с Москвой в домашней повестке? И какие «хорошие вещи» обе страны могут делать сообща?

До сих пор фигурировавшие в заявлениях избранного президента условия, которые он собирается поставить перед Кремлем, включая идею совместной борьбы с терроризмом, являются недостаточными, отметила в своей статье в Politico Magazine Эвелин Фаркас, экс-помощница замминистра обороны США по вопросам России, Украины и Евразии, старший научный сотрудник Атлантического совета. Такое мнение разделяют как Макфол и, разумеется, Фергюсон.

Что касается, например, ближайшей перспективы, то, по мнению Макфола, новая администрация не должна делать России послаблений по вопросу санкций до выполнения Минских договоренностей. В случае же провала Минска-2 США нужно помочь Киеву, Парижу, Берлину и Москве разработать другой формат вместо прежнего, «нормандского», считает бывший посол.

Макфол добавил, что, прежде чем переходить к более серьезным соглашениям, Трампу стоит добиться от Кремля несколько менее масштабных уступок, «чтобы наглядно показать преимущества дружбы с Путиным». В качестве примера он привел отмену российской стороной «закона Димы Яковлева», запрещающего американским семьям усыновлять российских сирот.

В более глобальном плане Трамп должен использовать возможность сближения с Владимиром Путиным, чтобы усилить свои позиции в Совете Безопасности ООН, полагает Фергюсон. Академик в целом согласен с предложением Киссиндежра предоставить Украине нейтральный статус наподобие того, который имела Финляндия в годы холодной войны. Как отметил историк, Украина не должна становиться членом ЕС или НАТО, или же какой-либо организации, за которой стоит Россия (например, Евразийского экономического союза). Профессор добавил, что прежде чем признать Крым, Трамп должен настоять на проведении второго референдума, на котором будут присутствовать иностранные наблюдатели.

«В обмен на эти уступки Россия должна сотрудничать с США в ходе специальной конференции постоянных членов Совета Безопасности ООН по достижению мира в Северной Африке и на Ближнем Востоке», – считает Фергюсон. Такой форум затронет ситуацию не только в Сирии, но также в Ливии и Ираке, а также вопросы, связанные с независимостью курдов. Эксперт полагает, что таким образом примирение с Россией будет рассматриваться не в контексте ослабления американского лидерства, а, напротив, в свете его укрепления.

В то же время Трамп – далеко не первый президент, который пытается добиться с Россией устойчивого компромисса, отметила Фаркас. Ранее такую цель перед собой ставили не только Обама, но и Билл Клинтон, и Джордж Буш-младший. Все трое смогли найти общий язык с Москвой в течение короткого периода времени, однако «медовый месяц» никогда не затягивался надолго. Причина, по мнению Фаркас, заключается в слишком больших ожиданиях со стороны Москвы, связанных с передачей ей зоны влияния в постсоветском пространстве. Идеальная, с точки зрения Кремля, сделка, полагает аналитик, «как правило, всегда включала условия, которые США не могли принять».

Фергюсон также пессимистичен. В том числе и потому, что, по его мнению, России может быть невыгодно достижение мира на Ближнем Востоке и в Северной Африке, учитывая, что политическая стабильность в регионе приведет к снижению цен на нефть. В долгосрочной перспективе, однако, Москва все еще может вернуться в орбиту Запада. «Если целью России будет сотрудничество с Китаем в Совбезе ООН, то не очень понятно, насколько долго это может продлиться, – пишет Фергюсон. – Пекину нужны стабильные поставки нефти и низкие цены на это сырье, Москве – наоборот… Инициатива «один пояс – один путь», открывающая перед Китаем возможность усилить свое экономическое присутствие в Центральной Азии, которая долгое время считалась зоной влияния России, может вызвать конфликты в будущем».

Словом, несмотря на фактор Трампа, возлагать роль первой скрипки в разрешении «российского вопроса» на Вашингтон неправильно. По мнению американских экспертов, высока вероятность, что состояние российско-американских отношений в большей степени будет зависеть от происходящего в Москве и Пекине. 


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
442
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
484
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
695
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
575

Другие новости