1
16012
Газета Интернет-версия

29.01.2018 00:01:00

Блокированное президентство

Первый год Трампа в Белом доме

Валерий Гарбузов

Об авторе: Валерий Николаевич Гарбузов – директор Института США и Канады РАН.

Тэги: сша, президент, дональд трамп, успехи, провалы, россия


сша, президент, дональд трамп, успехи, провалы, россия Рядовые американцы испытывают к Дональду Трампу противоречивые чувства. Фото Reuters

Первый год пребывания у власти Дональда Трампа, самого эксцентричного президента США, быстро истек. Несмотря на массовые протесты, противодействие со стороны Конгресса, судов и вашингтонской бюрократии, невзирая на нападки прессы, расследования «русского следа» и угрозу импичмента, к удивлению многих, Трамп пока не подает признаков смерти.

Придя к власти как борец с политической элитой, он стал живым воплощением давно вызревавших в американском обществе антиглобалистских и антиэкспансионистских настроений. Уловив устремления масс, Трамп предложил им простые, понятные, быстрые и радикальные способы решения накапливавшихся десятилетиями проблем.

Успехи и провалы

Однако быстро решить их не удалось. Отмена Obamacare и реформа системы здравоохранения, так и не поддержанная (даже его однопартийцами) в Конгрессе, забуксовали. Что, правда, не остановило Трампа, который стал разрушать наследие Обамы по частям, используя свой излюбленный инструмент – президентские директивы. Идея строительства стены на границе с Мексикой отошла на второй план. Такая же участь постигла и его инфраструктурные проекты.

Неподготовленными и неуклюжими оказались и первые шаги Трампа на фронте борьбы с нелегальной иммиграцией. Ограничения на въезд в США граждан Ирана,  Сирии,  Ливии,  Сомали,  Йемена и Ирака, попытки отмены лотереи грин-карты, массовые депортации нелегалов привели к уличным бунтам в мегаполисах, формированию двухпартийной антитрамповской оппозиции в Конгрессе и даже фронды в самой администрации. Тем не менее иммиграционные инициативы Трампа все же дали результат: резкое снижение въезда иммигрантов в США за последние 15 лет.

В 2016 году многие опасались, что избрание Трампа ввергнет страну в состояние хаоса и неразберихи, приведет к снижению спроса и покупательной способности населения. Спустя год стало ясно, что этого не произошло. Снижение безработицы до 4%, устойчивый рост годового ВВП (3%), рост фондового рынка сопутствовали хозяину Белого дома. И хотя положительная динамика фондовых рынков явно не относится к достижениям Трампа как президента, а больше связана с финансовыми успехами конкретных предпринимателей и общим оздоровлением экономики США, это, вне всякого сомнения, наиболее благоприятный фактор, вселяющий уверенность в будущее.

К несомненным успехам его администрации следует отнести налоговую реформу, по масштабам и значимости сравнимой с реформой налоговой системы Рональда Рейгана 1986 года. Уменьшение максимальной ставки для крупного и малого бизнеса в расчете на возврат в страну рабочих мест и капиталов, в надежде на дальнейший экономический рост и увеличение налоговых поступлений стали одной из серьезных побед Трампа.

Первый год президентства Трампа привел и к ряду внешнеполитических сдвигов. Настороженность европейских союзников в отношении США, инициировавших санкционный режим в отношении России (задевающий прежде всего интересы европейцев) и стремящихся завоевать европейский энергетический рынок, привела к формированию среди них элементов критического подхода в оценке роли США как лидера западного мира.

Резкие и радикальные шаги Трампа, разрушающие складывавшиеся десятилетиями международные отношения (выход США из ТТП; обострение отношений с КНДР и Ираном; атаки на сделку по иранской ядерной программе; откровенно произраильский курс и признание Иерусалима столицей Израиля, вызвавшие отторжение исламского мира от США и приведшие к росту влияния Турции; неоднозначные результаты операции в Сирии и т.д.)   перечеркнули усилия прежней администрации, закладывая тем самым базу для новых противоречий, которые, вероятно, и станут внешнеполитическим наследием Трампа.

Хотя его предвыборная риторика носила открыто антикитайскую направленность, после победы она резко изменилась. Переговоры Трампа и Си Цзиньпина, договоренности об усилении координации по Корейскому полуострову и Афганистану, расширение торгового сотрудничества привели к стабилизации двусторонних отношений. Современная модель американо-китайских отношений основана как на взаимозависимости, так и на взаимоотторжении. Восприятие Китая в США как глобального лидера и конкурента сочетается с осознанием тесной экономической зависимости и взаимодополнения.

За год Трамп не только не смог сформировать собственное, «трамповское» большинство, он так и не сумел стать своим для республиканской элиты. Более того, республиканцы в Конгрессе, любящие президента «сквозь зубы», не поддержали две его главные инициативы: отмену Obamacare и миграционную политику. Тем не менее подготовка к промежуточным выборам в ноябре 2018 года и противостояние демократам поневоле заставят Трампа и республиканцев быть вместе.

Насколько сильны сегодня антитрамповские силы? Жаждущие реванша демократы, злобная пресса, антипрезидентская риторика и массовые протесты, наконец, продолжающиеся в отношении Трампа и его окружения расследования по обвинению в сотрудничестве с Россией, а также обвинения в расизме, фашизме и сионизме одновременно – не лучшая атмосфера для реализации обещанного. Силы, блокирующие Трампа, по-прежнему велики.

Трамп и Россия

Первый год пребывания Трампа в Белом доме показал: несмотря на ожидания российской политической элиты и эйфорию по поводу его победы Трампа, царившую в 2016 году в российских СМИ, общий конфронтационный характер российско-американских отношений так и не изменился. Более того, он приобрел еще более твердые очертания, так как был «забетонирован» мощной законодательной базой Конгресса, одобренной (правда, с оговорками) самим же президентом.

После избрания Трампа в самих США сложилась неординарная ситуация. Слишком быстро «русский вопрос» стал неотъемлемой частью внутриполитических дискуссий, нацеленных в собственного президента. Близкие или отдаленные перспективы возможных договоренностей между Вашингтоном и Москвой пугают сегодня в США многих. 

Что же касается будущего российско-американских отношений, то оно, на наш взгляд, меньше всего станет определяться лично Трампом. Слишком ослаблен институт президентской власти в США, слишком велик груз взаимных обвинений и недоверия. В значительной степени эти отношения будут и впредь задаваться константами уже сложившегося в течение десятилетий внешнеполитического поведения двух стран и характером геополитического соперничества между ними в различных регионах, особо чувствительными из которых являются приоритетное для Москвы постсоветское пространство и прилегающие к нему территории.

Отбросив иллюзии, необходимо осознать, что российско-американское взаимодействие скорее всего станет эволюционировать в условиях время от времени обостряющейся долговременной асимметричной конфронтации и политики сдерживания России, принятой на вооружение США. Две раскручивающиеся спирали (конфронтационная и санкционная) вряд ли позволят развернуть уже набравшие обороты процессы вспять.

Но даже такая, казалось бы, малообнадеживающая перспектива не перечеркивает возможности взаимовыгодного диалога в решении больших и малых конкретных проблем (Сирия, КНДР, Украина, борьба с террором), поиска разумного компромисса. Сегодня, в условиях продолжающегося острого кризиса отношений, сохраняющегося дефицита доверия, когда между двумя странами уже выстроились контуры стратегического соперничества, а США прочно встали на путь сдерживания России, необходимы неординарные усилия, направленные на их реальное оздоровление. Вне зависимости от того, как будет складываться судьба Трампа.

Знать Америку и понимать Россию

Новый виток российско-американской конфронтации в самой России вызвал к жизни подъем искренних патриотических чувств и распространяющейся повсюду псевдопатриотической пропаганды, носители которой едва ли всерьез и искренно пекутся об интересах своего народа. Современный российский ура-патриотический авангард вряд ли способен на что-то большее, кроме незатейливой агитации, грубой и назойливой пропаганды в духе хорошо известных образцов прошлого века. Многочисленные телевизионные политические ток-шоу с одними и теми же участниками, создавая иллюзию открытости и дискуссии, давно уже превратились в отлаженный и отрежиссированный инструмент промывания мозгов десятков миллионов неискушенных телезрителей.

Стремление «уесть» Америку, попытки преподнести Запад в виде гниющего в нетрадиционных влечениях и гедонистических прихотях антироссийского геополитического и культурного сегмента, а Россию представить в качестве последнего очага традиционализма, справедливости и религиозной святости недальновидны и губительны.

Необходимо лучше и глубже изучать и себя, и других. Прежде всего Америку и мотивы (напрямую связанные с происходящими внутренними процессами) ее глобальной геополитической активности. Следует лучше понимать как Запад с его ценностями и устремлениями, так и Россию с ее непростой историей и противоречивой современностью.

Всем нам требуется основанный на знании событий и фактов объективный, спокойный и взвешенный анализ исторических и современных процессов, формирующий не идеализированный и пропагандистский, а критический (но вместе с тем трезвый и сбалансированный) взгляд. Как на самих себя, так и на других. Ведь критическое восприятие окружающего мира и понимание того, что происходило и происходит в собственной стране, вовсе не означают очернение ее истории и огульное неприятие современности.

Только на этих основах возможно формулирование стратегии и формирование такого государственного курса России, который на долгие десятилетия станет ее постоянной величиной, гарантирующей стабильность и перспективу.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей 16:36 29.01.2018

Статья хорошая, анализ серьезный. За это автору спасибо! Но я бы все-таки не стал так говорить, что Трамп связан по рукам и ногам американским политическим истеблишментом. Трамп далеко не ягненок, скорее он волк в овечьей шкуре и мыслит только с позиции силы и собственного превосходства. Поставить его на место сложно, но можно. Путину это пока не удалось. Инициатива должна быть у нас. Мы сами должны решать свои проблемы. Помимо Олимпиады и Украины, у нас ещё чемпионат мира по футболу.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1143
Активизация СВО ожидается к майским праздникам

Активизация СВО ожидается к майским праздникам

Владимир Мухин

Новые функции советников Пентагона в Киеве говорят о вовлеченности США в конфликт

0
2470
Конгресс одобрил помощь Украине благодаря Трампу и Ирану

Конгресс одобрил помощь Украине благодаря Трампу и Ирану

Геннадий Петров

Американские оружие и деньги Киеву поступят в ближайшее время

0
2233
Нигер оставил американцев без базы беспилотников

Нигер оставил американцев без базы беспилотников

Данила Моисеев

Избежать вывода военного контингента Вашингтона не помогли даже предложения альтернативного соглашения с Соединенными Штатами

0
930

Другие новости