0
22303
Газета Интернет-версия

09.04.2018 00:01:00

Призраки "опиумных войн" все явственнее витают над Китаем

Нынешний натиск Запада на Россию и КНР удивительно напоминает события XIX века

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – профессор РУДН.

Тэги: китай, сша, экономика, история, санкции, кризис, торговля, пошлины

Полная On-Line версия

китай, сша, экономика, история, санкции, кризис, торговля, пошлины Унизительный для Китая договор был подписан 26 августа 1842 года. Гравюра Джона Бернета по картине Джона Платта «Подписание Нанкинского мирного договора». 1846

В комментариях о политике Запада в отношении России и Китая все чаще встречается слово «война». В текстах про Россию к нему присоединяют слово «холодная», а про Китай – «торговая». Между тем две «опиумные войны» Запада против Китая (1840–1842 и 1856–1860) и Крымская война против России (1853–1856) не только проходили практически одновременно в масштабе истории, но и удивительно похожи на нынешние попытки помешать развитию двух стран-цивилизаций.

В ХVIII веке Китай, как и в наши времена, был ведущим мировым экспортером. Чай, шелк и фарфор шли нарасхват на европейских рынках. При этом самодостаточная экономика Поднебесной практически не нуждалась во встречном потоке товаров. Дефицит оплачивался серебром. Особенно страдал основной импортер – Великобритания. Лондон рассматривал это как реальную угрозу обеспечению фунта стерлингов и всей денежной системе страны.

Сначала англичане попробовали решить проблему по-хорошему. В 1793 году в Китай отплыли корабли с образцами их продукции. Возглавлял торговую миссию лорд Джордж Маккартни, опытный дипломат, незадолго до этого служивший послом в Санкт-Петербурге. Маккартни на 66-пушечном флагманском судне сопровождали купцы, ученые, артисты. Император Цяньлун милостиво принял лорда и его свиту. Привезенные товары были оприходованы как «дань от западных варваров» и с лихвой компенсированы встречными «подарками». Однако в налаживании двусторонней торговли на постоянной основе было отказано. Император заявил, что в Поднебесной есть все необходимое, нет нужды в заморских диковинах.

Тогдашняя «мастерская мира» не смогла смириться с создавшейся унизительной и опасной ситуацией. После нескольких попыток наладить экспорт английского сукна и индийского хлопка специалисты из Ост-Индской компании придумали неординарное решение – наводнить выращенным в Индии опиумом Поднебесную. Это зелье к тому времени уже начало распространяться в ее южных приморских провинциях стараниями голландцев, орудовавших на Формозе (Тайване). Ост-Индская компания придала торговле опиумом оптовый масштаб. Если в середине ХVIII века в Китай импортировалось 400 стандартных ящиков опиума в год, то к 40-м годам ХIХ века – уже 40 тыс. Прибыль от поставок опиума превысила расходы на закупку чая и фарфора. При этом в Британской Индии распространение опиума было строго запрещено.

Опиекурение быстро распространилось, деградация затронула даже военное командование и придворных в Пекине. Встревоженный император издал несколько указов, однако это не решило проблему. Тогда он приблизил к трону генерал-губернатора одной из внутренних провинций Линь Цзэсюя, жесткими мерами искоренившего опиекурение в своих владениях, и дал ему мандат на борьбу по всей империи. Английская фактория в единственном открытом для иностранцев порту Гуанчжоу (Кантон) в 1839 году была окружена, англичан вынудили сдать запасы опиума – более 20 тыс. ящиков. Их уничтожение на кострах заняло целых три недели.

Поскольку «мастерская мира» одновременно была еще и «владычицей морей», решение торгового спора было перенесено в военную плоскость. Весной 1840 года Палата общин одобрила такой план: не объявляя официально войну Китаю, послать военную эскадру. 20 боевых кораблей блокировали Кантон и двинулись вдоль побережья на север, захватив укрепленные форты Дагу, через которые шла прямая дорога на Пекин. Нарезные стволы винтовок и пушек безнаказанно поражали китайцев, вооруженных фитильными и кремниевыми ружьями, гладкоствольными орудиями. Весной 1842 года англичане при поддержке сипайских полков из Индии захватили Шанхай, Нинбо, окружили Кантон, обстреливали Нанкин и могли за считаные дни занять Пекин.

Продолжавшаяся два года первая «опиумная война» закончилась подписанием 26 августа 1842 года тяжелого и унизительного Нанкинского мирного договора. Китай выплачивал гигантскую контрибуцию, для английской торговли открывались порты Кантон, Шанхай, Амой (Сямэнь), Фучжоу и Нинбо. Первый в истории неравноправный для Китая договор в 1844 году продублировали Франция и США.

Принуждение Китая к написанным в Лондоне правилам международной торговли было прервано Крымской войной (1853–1856), отвлекшей основные силы Англии и Франции. Основным театром военных действий стал Крым и главная база российского флота – город Севастополь. Но был еще один, тихоокеанский театр, на котором Россия одержала победу над агрессорами.

Еще недавно расстреливавшие китайские порты корабли союзников в августе-сентябре 1854 года атаковали Петропавловск-Камчатский, тогда наш единственный крупный порт, базу снабжения Русской Америки. Стратегической целью было установление контроля над всем западным побережьем Тихого океана, включая его российскую и китайскую части.

После артобстрела союзники высадили десант, который вскоре был вынужден отступить под огнем гарнизона и местных жителей. Второй штурм также закончился бесславно. Английский командующий адмирал Прайс покончил жизнь самоубийством, погибли все 926 пехотинцев Гибралтарского полка и его командир капитан Паркер. Несмотря на решительную победу, русским командованием было принято решение эвакуировать Петропавловск-Камчатский из-за трудностей с подвозом подкреплений, оружия и продовольствия в условиях господства англичан и французов на море.

Неудача России в Крымской войне позволила европейцам снова заняться грабежом Поднебесной. Придравшись к аресту базировавшегося в Гонконге корабля китайских контрабандистов-пиратов, англичане уже в 1856 году возобновили военные действия, продлившиеся до 1860 года и получившие название «второй опиумной войны». Снова начались обстрелы портов, грабеж прибрежных городов. Англо-французский десант даже вошел в Пекин, вынудив Сына Неба бежать из столицы.

Память о коллективном и двукратном «изнасиловании» Китая англичанами и французами в ходе «опиумных войн» не смогли ослабить даже многолетние зверства самураев в годы войны 1937–1945 годов. Эта память глубоко вошла в коллективное бессознательное нации и проявляется в разных формах. Речь идет не только об учебниках истории, кинофильмах, музейных экспозициях, руинах взорванных дворцов.

Сейчас все китайцы мобилизовались на выполнение долгосрочной стратегии, которая рассчитана до 2049 года и называется «Китайская мечта». Председатель Си Цзиньпин провозгласил эту стратегию в конце 2012 года в залах Национального музея, начав осмотр с экспозиции об «опиумных войнах». Он заявил: «Нескончаемая борьба, продолжающаяся со времен «опиумных войн» вот уже 170 лет, открыла блистательные перспективы великого возрождения китайской нации. В настоящее время мы, как ни в один исторический период ранее, близки к осуществлению нашей цели – великому возрождению китайской нации, и как никогда раньше мы уверены в нашей способности достичь этой цели». Стратегия «Китайской мечты» призвана гарантировать от повторения унижений Китая, обеспечить стране достойное место в мире. Но это не по нраву коллективному Западу, место Англии в котором заняла Америка.

История повторяется. Китайские товары наводнили рынки, встречный товарный поток не обеспечивает баланс, сотни миллиардов долларов и евро перекачиваются на китайские счета. Навязать какое-то новое зелье поумневшим китайцам явно не удастся, поэтому конфликт переводится в фазу противостояния. Несмотря на щедрые подарки Пекина в виде многомиллиардных пакетов из торговых сделок и инвестиционных соглашений, США переходят от единичных «обстрелов» в виде расследований «несправедливой конкуренции» и введения отдельных пошлин к тотальной торговой войне. Одновременно расчищаются пути к применению военной силы – все чаще боевые корабли США заходят в акватории островов Южно-Китайского моря, все сильнее нажим на главную болевую точку – тайваньский сепаратизм. Все долгосрочные вехи были расставлены в конце минувшего года, когда Китай и Россия сразу в трех основополагающих документах по национальной безопасности были названы «главными стратегическими соперниками». Призраки «опиумных войн» все явственнее витают над Китаем.

Над Россией тоже витают призраки – призраки Крымской войны. История распорядилась так, что новый натиск Запада на Россию снова начался из-за Крыма. Недовольство Запада, привыкшего после 1991 года к сдаче Москвой одной позиции за другой, быстро переросло в стратегию тотальной холодной войны.

Предотвратить повторение сценариев «опиумных» и Крымской войн способна демонстрация уверенности и силы современных Китая и России, их готовность координировать усилия по умиротворению задиристых наследников адмиралов XIX века.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
905
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
322
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
436
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
287

Другие новости