0
1181
Газета Экономика Интернет-версия

22.10.1999 00:00:00

Часть тенгизской нефти может пойти минуя КТК


ИДЕЯ освобождения Чечни от транзита каспийской нефти по-прежнему не оставляет отечественных геостратегов. Судя по заявлениям руководителя компании "Транснефть" Семена Вайнштока, уже в течение ближайшей недели должно начаться сооружение обходной ветки нефтепровода по территории Дагестана. Правда, сейчас обсуждается и еще один вариант маршрута. Дело в том, что постоянные конфликты с мятежной кавказской республикой фактически закрыли расположенную на ее территории магистраль Баку-Новороссийск для транзита как азербайджанского, так и казахстанского сырья. Если еще примерно месяц назад официальные представители правительства утверждали, что чеченскую территорию должна огибать непременно южная ветка, то сегодня параллельно с этим проектом в российских нефтяных кругах всерьез обсуждается и альтернативная возможность с использованием недействующего в настоящее время участка Комсомольская-Воздвиженская, расположенного на астраханском направлении.

Еще в советские времена по этому маршруту казахстанское сырье поставлялось в южные регионы Российской Федерации, однако с распадом Союза и резко обострившимися сепаратистскими настроениями в Чечне трубопровод перестал действовать. Открытие в Казахстане новых нефтяных месторождений дало стимул к разработке новой, более мощной и надежной магистрали. В результате в 1992 г. был создан Каспийский трубопроводный консорциум для строительства нефтепровода по маршруту Комсомольская-Кропоткин-Новороссийск, первый камень которого был заложен лишь весной 1999 г., причем на сегодня работы по строительству линейной части еще не начинались.

Проект КТК, начинающийся с месторождения Тенгиз, рассчитан под экспорт от 14 до 67 млн. тонн сырья в год. Сейчас объемы поставок составляют порядка 9 млн. тонн, однако транзит тенгизской нефти на терминалы Черноморья осуществляется через самарскую трубопроводную магистраль, что, естественно, неблагоприятно сказывается не только на транспортных издержках, но и на объемах вывозимого сырья. При этом трубопровод Баку-Новороссийск, пропускная способность которого составляете порядка 12 млн. тонн, используется лишь частично, начиная с территории Ставропольского края, и загружается не более чем на 2 млн. Отчасти это заставило нефтяных экспертов задуматься над строительством обходной ветки, протяженность которой могла бы составить не более 20-30 км, что обеспечило бы загрузку магистрали Баку-Новороссийск и казахстанским сырьем.

По их мнению, эта ветка, которую ни в коем случае не следует рассматривать как альтернативу КТК, могла бы дать временное решение проблемы транспортировки казахстанского сырья. Дело в том, что для строительства трубопровода КТК длиной 1580 км и пропускной способностью до 68 млн. тонн нефти в год потребуется еще как минимум 2 года. Это время компании, участвующие в консорциуме, теоретически могли бы прокачивать свою нефть напрямую в Новороссийск. При этом, если прогнозы на увеличение добычи на Каспии сбудутся, казахстанское сырье могло бы транспортироваться по двум веткам после завершения строительства КТК.

В настоящее время тенгизская нефть поступает на новороссийское и прибалтийское направления. Если же обсуждаемый проект нового варианта в обход Чечни действительно будет реализован, то не исключено, что поставки казахстанской нефти на Балтику будут прекращены. Осторожное высказывание министра топлива и энергетики Виктора Калюжного о том, что вопрос о целесообразности строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы, расширяющей экспортные возможности до 30 млн. тонн, вместо 12, как это будет на первом этапе, в настоящий момент еще не решен, может стать косвенным подтверждением тому, что объемы экспорта через балтийское направление, вероятно, будут не такими большими, как это предполагалось ранее.

На днях в Санкт-Петербурге президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что государственный транспортный монополист не будет привлекать к строительству обходного дагестанского маршрута другие нефтяные компании, поскольку они не воспользовались возможностью войти в консорциум "Каспийско-кавказское нефтепроводное управление" в отведенный для этого срок. Вместе с тем, по его словам, "Транснефть" уже располагает средствами для строительства ветки вокруг Чечни. Напомним, что для сооружения обходного пути для азербайджанского направления, а это примерно 250 км, по предварительным оценкам необходимо от 200 до 300 млн. долл. Одной из возможностей сбора таких средств является введение компанией инвестиционного тарифа на реконструкцию уже существующего нефтепровода. Однако не исключено, что подобный способ поможет "Транснефти" самостоятельно взяться и за решение проблемы транспортировки казахстанской нефти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1127
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1770
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1631
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3054

Другие новости