0
1360
Газета Экономика Интернет-версия

05.04.2000 00:00:00

Императивы осознанного выбора

Олег Очин

Об авторе: Олег Федорович Очин - доктор экономических наук, председатель правления Межрегионального финансово-промышленного консорциума "Интеграция".


Рисунок Вадима Мисюка
В начале 80-х годов Ден Сяо Пин определил задачу вывести Китай за 15 лет в разряд развивающихся стран. После идей Большого Скачка подобная "скромная" задача казалась парадоксальной. Однако последующие годы доказали мудрость китайского стратега, переломившего сложившиеся стереотипы и сумевшего мобилизовать нацию на осознанное эволюционное развитие Китая. Итог известен - страна не только сумела накормить свой народ, но и обеспечила приток внешних ресурсов для форсированного развития экономики. Экономическая политика оказалась столь разумной, что даже Тайвань, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, инвестирует в экономику континентального Китая десятки миллиардов долларов.

Переболев надеждой осуществления своего рыночно-демократического Большого Скачка, Россия сегодня подводит неутешительный итог: вместо цивилизованного рынка и цивилизованной демократии мы за пятнадцать перестроечных лет построили только рыночные декорации и получили разочаровавшееся в демократических процедурах деморализованное общество. Общество, не имеющее ни нравственного авторитета (своего Дена), ни веры в способность осуществить осознанный выбор своего будущего.

Пока у нас еще остается право и возможность задавать вопросы. А как известно, это наполовину найденный ответ.

ДВА ЛИКА НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ

Значение правильности постановки диагноза в медицине понятно всем. Отсюда понятной становится проблема диагностики той болезни, которой болеют наше общество и наша экономика.

Остановимся только на соотношении официальной и теневой экономики и их взаимодействии по закону сообщающихся сосудов.

В экономической социологии под эксполярной (неформальной, "теневой") экономикой, как правило, понимают формы хозяйствования и прибыльноориентированного поведения рыночных агентов, которые не попадают в официальный статистический учет, но которые реально существуют.

В этой связи легко понять, что теневая экономика - органичная часть экономики любого общества. Другое дело: каково соотношение официальной и эксполярной экономик в конкретном сообществе и государстве?

Для ответа на этот вопрос перечислим рыночные императивы, без которых не могут заработать законы цивилизованного рынка, и сравним их с российской действительностью. Параметры рассогласования (дисбаланса) определяют действительные причины уже много лет длящегося системного кризиса и ту питательную среду, на которой неизбежно культивируется эксполярная экономика.

Остановимся на интерпретации некоторых элементов сравнительного анализа. Так, одним из базовых императивов построения цивилизованных рыночных отношений является присутствие на рынке ответственных собственников (их полномочных представителей) в лице контрагентов рынка - продавца и покупателя. Не углубляясь в теоретические обоснования, напомним только, что законы рынка приведут в равновесие спрос и предложение, если на рынке находится достаточное количество контрагентов как с той (продавцов), так и с другой (покупателей) стороны и эти контрагенты вступают в торг, осознавая всю ответственность (финансовую, юридическую, моральную) перед собственниками (в интересах которых один продает, а другой покупает) за назначенную в результате торговой сделки цену.

Торговую сделку в условиях существующих на российском рынке реальностей легко представить, если понять, в каком качестве на нем присутствуют контрагенты. Так, типичной является ситуация, когда функцию собственника предприятия-продавца никто не выполняет (юридически предприятие является акционерным обществом, контрольный пакет акций которого находится у государства), в финансовом плане предприятие находится в стадии банкротства (в таком положении находится более половины предприятий в России) и ожидает назначения внешнего управляющего. В такой ситуации пока еще действующий руководитель готов формально продать продукцию предприятия по любой цене с тем, чтобы успеть положить в карман, поделив в случае необходимости присвоенную прибыль с представителями контролирующих органов и посвященным в сделку покупателем. Более того, по договоренности с последним деньги за заключенную по демпинговым ценам сделку могут вообще не попасть на счета предприятия, "зависнув", например, в одном из подконтрольно банкротящихся проводящих банков или по причине "объективной" неплатежеспособности покупателя.

Легко понять, что в рамках подобных типовых "рыночных" сделок законы цивилизованного рынка заработать не смогут, а сохраняющийся на рынке дисбаланс цен только легализует возможность многократного повторения подобного рода "рыночных" сделок.

Этот пример, проиллюстрировав только одну из граней проблемы появления на рынке ответственных собственников, затронул проблему еще трех рыночных императивов.

Это проблема несостоятельности, проблема нехватки в обороте денежной массы, порождающий неплатежи и бартеризацию торговли, проблема страхования рисков.

Не останавливаясь на интерпретации реального положения дел в других сегментах рыночных отношений, заметим, только, что наличие серьезного дисбаланса, хотя бы в одном из них приводит к выведению рынка из равновесного состояния и делает неработоспособными механизмы рыночных отношений.

В результате построенными оказались псевдорыночные отношения, которые, маскируя истинное состояние дел рыночной фразеологией, создали безграничные возможности для процветания эксполярной экономики, все более поглощающей официальную, имеющей криминальную сущность и порождающей криминальную мораль.

Наиболее выпукло это проявилось в ряде случаев на региональном уровне. Так, вокруг руководителей региональных органов власти на основе неформальной общности экономических и политических интересов представителей государственного аппарата и коммерческих структур начали весьма быстро формироваться могущественные региональные административно-экономические криминальные корпорации (кланы).

Для тех субъектов хозяйственной деятельности - банков, крупных многопрофильных промышленных и коммерческих предприятий, которые стали контролироваться этими корпорациями, создавались самые благоприятные экономические условия. Они получили доступ к дешевым бюджетным денежным ресурсам, гарантированным госзаказам, лицензиям и квотам на экспорт конкурентоспособной продукции, возможность принимать участие в приватизации экономически перспективных объектов на льготных условиях и т.п. При этом все представители региональных административно-экономических групп, правоохранительных и налоговых служб стали не только покрывать совершавшиеся правонарушения, но и принимать меры по нейтрализации конкурентов. Для этих целей могли использоваться и ориентированные на определенные интересы региональных административно-экономических корпораций лидеры тех или иных криминальных группировок.

Задача коммерческих структур в этих корпорациях состоит в том, чтобы превратить обретенные возможности в легальные и нелегальные (например, уход от налогов) доходы с дальнейшим перераспределением их среди участников пропорционально вкладу, положению или статусу, занимаемому ими в системе властных и экономических отношений.

Криминальные объединения, входящие в состав кланов или ориентированные на их участников, стали заниматься нейтрализацией (запугиванием, устранением и т.п.) или установлением контроля над экономическими либо политическими конкурентами, используя более эффективные методы, чем те, которые применялись государственными (правоохранительными или налоговыми) органами.

Таким образом, кланы корпорации стали основным элементом экономических и политических отношений, аккумулировали могущественный финансовый и производственный потенциал.

География подобных явлений чрезвычайно широка - от Приморского края до Калининграда. При этом наблюдается поразительная живучесть этих новообразований. Не срабатывают демократические процедуры смены власти. Арсенал применяемых методов необычайно разнообразен. Чаще всего к выборам не допускаются реальные претенденты и в качестве альтернативных выступают подставные фигуры, что собственно и лишает избирателя реального выбора.

Эти метастазы затронули и отраслевой, и федеральный уровни, хотя они и не приобрели тотального характера, как эго произошло в отдельных субъектах Федерации. Сдерживающими факторами на федеральном уровне оказались плохо, но все-таки работающая система разделения властей и еще сохраняющийся плюрализм мнений в центральных средствах массовой информации.

Совершенно ясно, что переломить сложившуюся ситуацию нельзя никакими программами борьбы с коррупцией. Успеха можно достичь только путем изменения базисных экономических отношений и только в опоре на общественное мнение, приложив серьезные усилия к восстановлению в значительной мере утраченных обществом нравственных императивов и усвоению обществом моральных ценностей, совместимых с рыночной идеологией.

В противном случае мы можем столкнуться с совершенно новыми угрозами, включая новую мотивацию регионального сепаратизма.

НЕОБХОДИМЫЕ ВЫВОДЫ

Из вышеизложенного необходимо сделать несколько важных для понимания дальнейших действий выводов.

Правящей элитой (политической, чиновничье-бюрократической, финансово-промышленной) за последнее десятилетие произведена масштабная трансформация социально-экономических отношений в стране, закончившаяся построением рыночно-демократических декораций. Экономика страны оказалась разделенной на два взаимосвязанных сектора - официальный и эксполярный, между которыми нельзя провести сколь бы то ни было четкой границы, но которые функционируют по совершенно отличным друг от друга законам и преследуют диаметрально противоположные цели. Одни и те же субъекты финансово-хозяйственной деятельности (финансовые, производственные, административные) одновременно принадлежат этим двум секторам. Одни и те же лица управляют процессами в обоих секторах экономики. При этом их присутствие в официальном секторе предопределяет социально значимый статус в обществе, но не решает личных финансовых проблем, что безусловно компенсируется одновременным присутствием в эксполярном секторе экономики.

Существующая в форме двуликого Януса правящая элита в полной мере осознает временность подобного существования. Это заставляет ее строить "запасные аэродромы" за пределами своей страны и запускает мощнейший насос, выкачивающий из страны через эксполярный сектор экономики финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы, приближая тем самым срок обрушения сложившейся криминальной системы.

Попытка отсрочить момент наступления краха системы компенсировалась все последние годы наркотиком внешних заимствований, с помощью которых частично ослаблялась социальная напряженность в обществе и создавалась иллюзия финансовой стабилизации. Страна неминуемо подводилась к состоянию банкротства, при этом большая часть заимствованных средств, транзитом проходя через официальный сектор экономики, одномоментно оказывалась в эксполярном секторе и далее вновь уходила из страны.

Неправильно было бы полагать, что эта нехитрая двухсекторная псевдорыночная экономика, декорированная процедурами псевдодемократии, строилась по заранее продуманному некоему демоническому плану, масонскому заговору. Скорее мы имеем пример самоорганизации общества в условиях, когда государство самоустранилось от выработки правил игры. Проигнорировав одну из народных мудростей - замки вешаются от честных людей, - государство, молчаливо сняв все запреты, толкнуло в основной своей массе законопослушных людей без церемоний входить в чужие двери и наводить там "свой" порядок.

КТО И КАК БУДЕТ ВЫБИРАТЬ ПУТЬ?

Ситуация, когда раздел собственности вчерне завершен, игра без правил в подавляющем большинстве случаев перестала устраивать всех, появилась востребованность прихода к власти "жесткой руки". Но каковы будут новые правила, кем они будут вырабатываться и как реализовываться - эти вопросы остаются открытыми.

Совершенно ясно, что этапу выбора программ должен предшествовать этап самоидентификации в системе мирового сообщества.

Правильно определить свою роль в мировой экономике можно, только если с системных позиций осмыслить тенденции изменяющегося мира и критически оценить ресурсы, которыми обладает сама страна. Наша экономика стала открытой, и мы не можем не считаться с тенденциями развития мирового сообщества.

Внедрение сверхтехнологий (ядерных, лазерных, сверхточных, сверхчистых, энерго- и ресурсосберегающих) качественно изменило мобилизационный и конкурентный характер передовых стран.

Информационные технологии, проникнув во все сферы человеческой деятельности, дополнены системами космических коммуникаций, дали дополнительный толчок механизмам самоорганизации и саморазвития надгосударственных образований. Процесс интеграции экономик отразился в стремительном росте числа и могущества транснациональных корпораций (ТНК), концентрирующих более трети производственных фондов планеты, осуществляющих более половины внешнеторгового оборота и контролирующих более 90% вывоза капитала.

Ошибочным было бы представлять, что внутри этого социума ослабляются законы рыночной конкуренции и тем более что эти страны заинтересованы расширить круг своего социума. Рыночные механизмы работают с четкостью объективных физических законов. Капиталы при прозрачных границах концентрируются в тех странах, где общественная производительность труда более высокая, где вкладывать капиталы элементарно выгодней. И это касается как высокоразвитых, так и слаборазвитых стран. Отстающие страны лишаются не только внешних инвесторов, но и собственные капиталы этих стран неизбежно утекают в более благополучные экономики.

Все вышесказанное только отчасти характеризует разрыв, который образуется между двумя мирами.

Добавим к этому, что в России так и не заработали законы рыночной экономики, отсутствует сколь бы то ни было содержательная промышленная политика, традиционно отсутствует культура принятия судьбоносных для страны управленческих решений, мы поймем, что формат обсуждаемых на политическом уровне путей дальнейшего развития не соответствует реальному формату проблем, с которыми столкнулась страна.

Отсюда мы приходим к главному выводу (императиву): в рамках политических структур назрела необходимость создания процедуры выработки стратегических решений. Эта процедура должна предусматривать конкурентный, доказательный характер обсуждения альтернативных решений, программ и позволит нам осознанно выбрать ориентиры правильного пути.

Речь идет о привнесении в практику принятия стратегических политических решений опыта, накопленного в авиационной, космической, ядерной, оборонной промышленности.

Организационно и содержательно это достаточно сложная, но вполне разрешимая задача. Цена же, которую мы исторически заплатили и платим сегодня за волюнтаристские, келейно принимаемые политические решения, известна всем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
878
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1025
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1429
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1156

Другие новости