0
926
Газета Экономика Интернет-версия

31.05.2001 00:00:00

Реформа реформе рознь

Тэги: реформа, энергетика, мпс, транспорт


КАК УЖ СОШЛОСЬ, что в один и тот же день правительство рассмотрело и одобрило концепции коренных преобразований в двух ключевых отраслях российской экономики: электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Кто знает, может быть, в будущем 19 мая в нашей стране станут отмечать не только как день рождения пионерии, но и как День начала великих реформ.

В самом деле, трудно переоценить значение предстоящих преобразований. В случае их успеха Россия получит самую современную инфраструктуру экономики, способную обеспечить реальное возрождение отечественной промышленности и сельского хозяйства, поднять уровень жизни населения. Что произойдет при неудаче - в комментариях не нуждается. Достаточно вспомнить прошедшую зиму на Дальнем Востоке.

Вот почему интересно сравнить намеченные реформы по степени их готовности, а главное, по заявленным целям и средствам их достижения.

Железнодорожники едва ли не первыми в стране стали формировать концепцию реформирования своей отрасли. Отдельные положения плана реструктуризации системы МПС были разработаны еще 5 лет назад. Почти год назад прошли первые парламентские слушания, которых затем было еще несколько. Неоднократно собирались отраслевые съезды с приглашением партнеров-перевозчиков, которые активно участвовали в обсуждении плана реформ. Прошлой осенью концепцию реформирования железнодорожного транспорта рассматривали на заседании правительства, заслушивалась она и на Госсовете. Более года шли дискуссии во всех средствах массовой информации. В результате на свет появилась достаточно сбалансированная программа, реализация которой позволит обеспечить устойчивость работы отрасли (на которую, кстати, приходится 90% воинских перевозок в стране) и повысить эффективность работы (хотя себестоимость перевозок и тарифы на отечественных магистралях и так самые низкие в мире). Словом, в чем в чем, а в поспешности железнодорожников не могут упрекнуть даже оппоненты. Ведь принцип "не навреди" заложен и в саму концепцию структурных преобразований. Так, в первые пять лет будет сохраняться стопроцентный государственный контроль над отраслью, и лишь затем из структуры "Российские железные дороги" начнут выделяться в дочерние акционерные общества отдельные подразделения по видам деятельности. И лишь в конце десятилетнего периода преобразований может начаться продажа пакетов акций этих дочерних компаний.

Энергетики стали обдумывать свою концепцию реформ значительно позже, соответственно, и на суд общественности ее вынесли лишь недавно. Поэтому пока правительство приняло проект реформирования электроэнергетики лишь в общем виде, причем не обошлось без скандала, когда фактически было проигнорировано мнение региональных руководителей и крупных ученых, отраженное в предложениях рабочей группы Госсовета. Причем эта группа предлагала провести подготовительный этап реформирования РАО "ЕЭС России", необходимый для финансовой санации в целях повышения прозрачности компании. Ведь изменение структуры собственности в компаниях, где имеются "финансовые завалы", невозможно. Между тем, по одобренной концепции, структурные преобразования начнутся уже на первом этапе. В первые три года РАО разделится на две компании. Первая будет управлять выработкой энергии, а вторая - магистральными сетями передачи электроэнергии и выполнять функции системного оператора.

Такое разделение фактически исключает возможность формирования вертикально интегрированных компаний, а значит, приведет к существенному росту тарифов на электроэнергию. Сами разработчики проекта реформ считают, что рост цен в 2004 году составит 2,2 раза к сегодняшнему уровню. Однако повышение тарифа может оказаться гораздо более значительным, поскольку компаний-посредников при транспортировке энергии станет больше. Кстати, тенденция к росту рабочего контингента в отрасли отмечается уже давно, к уровню 1991 года он вырос в 1,5 раза (железнодорожники уменьшили число работников на 540 тысяч человек, еще 500 тысяч планируют сократить в ближайшие годы). Неудивительно, что при такой политике увеличения собственных затрат растут и тарифы на электроэнергию. Только за последние 4 месяца они увеличились на 18%. Таким образом, средства на свои реформы энергетики планируют получать от потребителей: промышленных предприятий, связистов, транспортников, населения. Например, те же железнодорожники заплатят за первые полгода на 380 млн. руб. больше за подачу электроэнергии, чем в прошлом году, при тех же размерах ее потребления. Ясно, что и они будут вынуждены индексировать свои тарифы, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в программе структурной реформы МПС нигде не значится повышение тарифов. Наоборот, доля транспортной составляющей в конечной цене продукции постоянно падает, а вот доля энергозатрат постоянно растет.

И, наконец, о целях реформ. В обоих случаях речь идет о необходимости повышения инвестиционной привлекательности отраслей, ведь основные фонды что у железнодорожников, что у энергетиков сильно изношены. Но пока что дела в этой сфере лучше обстоят опять-таки у транспортников. Если в 1999 году объем инвестиций в отрасли составил 18 млрд. руб., то в 2000 году уже 80 млрд. А в текущем году железнодорожники планируют привлечь 110 млрд. руб. капиталовложений. Не менее серьезная программа разработана и на предстоящие 10 лет, причем инвестирование идет как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств.

Энергетики рассчитывают привлечь инвесторов путем проведения дополнительной эмиссии акций своих компаний и планируют опираться на частный капитал. Этот способ неизбежно приведет к размыву капиталов нынешних владельцев акций энергетических компаний и их резкому недовольству. Во многом повторяется известная схема залоговых аукционов, апробированная прежде нынешним главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом. Вполне естественно, что первой реакцией рынка ценных бумаг на предложенный проект реформ отечественной энергетики стало падение уровня котировок акций РАО "ЕЭС России" в течение только одного дня на 5%. И это несмотря на общий настрой инвесторов на покупку российских ценных бумаг. Слишком сильны опасения, что нынешнее руководство РАО "ЕЭС России" начнет распродажу активов компании уже на первом этапе реструктуризации, поскольку принятая программа такие действия никак не ограничивает. Необходима и независимая экспертиза концепции реформ в энергетике. Кстати, железнодорожники к разработке своей программы привлекли консорциум компаний-консультантов, в том числе и иностранных. Проведение реформ поручено специальной комиссии, которая будет создана правительством, что еще раз гарантирует контроль государства за ходом преобразований.

Удастся ли установить такой контроль в энергетике - пока неясно. Во всяком случае, резко отрицательная позиция Минэнерго по отношению к предложенной концепции на рассмотрении 19 мая была проигнорирована. Больше того, в списке ведомств, которые должны были поставить свою визу на разработанных документах, не было ни одного ведомства, которое представляло бы потребителей электроэнергии. Похоже, что программа реформ представляет и отражает интересы лишь самого РАО "ЕЭС России". В этом, пожалуй, ее главное отличие от концепции реформы железнодорожного транспорта, в которой учтены мнения всех заинтересованных сторон.

Так что, как видим, реформа реформе рознь. И если железнодорожники действительно готовы к серьезным преобразованиям, то энергетикам еще предстоит доказать обществу эффективность своей программы и получить ее одобрение в правительстве не в общем виде, а в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
242
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
407
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
300
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
177

Другие новости