0
4214
Газета Экономика Интернет-версия

06.09.2018 21:00:00

Главная "Звезда" отечественного судостроения

"Роснефть" делает ставку на концепцию стаи летящих гусей

Тэги: судостроение, опрос, вциом, дальний восток, звезда, роснефть


судостроение, опрос, вциом, дальний восток, звезда, роснефть Комплекс «Звезда» станет судостроительным кластером мирового уровня. Фото с сайта www.rosneft.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, посвященный оценкам развития судостроения в России. Как выяснилось, граждане считают развитие судостроения актуальным для нашей страны (79%). По мнению респондентов, дальнейшая локализация на российских верфях производства оборудования для судов приведет к развитию смежных отраслей экономики (88%), выходу РФ в число лидеров в области мирового судостроения (75%) и обеспечению независимости судостроительной отрасли от иностранных технологий (64%).

Большинство опрошенных (88%) также поддерживают предложение обязать российские компании заказывать строительство судов исключительно на отечественных верфях. Основным ожидаемым эффектом от принятия такого решения является развитие отечественной экономики (87%). 86% респондентов полагают, что государству необходимо создать привлекательные условия для размещения заказов на российских верфях.

Заметим, что о проекте создания судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке знают 40% опрошенных. Локализацию производства на дальневосточной судоверфи «Звезда» россияне связывают с появлением новых рабочих мест (57%) и улучшением социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке (31%).

Если говорить конкретно о «Звезде», то это сверхсовременная верфь, аналогов которой в России не было. Речь идет о судостроительном кластере, который создается по поручению президента страны. По сути, это новая отрасль отечественной промышленности – тяжелое судостроение. Напомним, что в советские времена крупные танкеры, газовозы и сложная морская техника для освоения шельфа закупались за границей. Сегодня на «Звезде» строятся уникальные спусковые и гидротехнические сооружения, что позволит производить принципиально новую линейку судов.

По словам вице-президента по энергетике, локализации и инновациям ПАО «НК «Роснефть» Андрея Шишкина, который курирует данный проект, это позволяет «одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тыс. т». А это, между прочим, вес четырех ледоколов «Ленин». Кстати, любопытно и такое сравнение: открытый достроечный стапель верфи имеет площадь 12 га – это примерно как Красная площадь в Москве.

Не менее масштабен и транспортно-передаточный плавучий док, недавно доставленный на «Звезду». Он предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупногабаритных судов длиной 300 м и шириной более 50 м со спусковой массой до 40 тыс. т и дедвейтом до 350 тыс. т, а также объектов морской техники, в частности, буровых платформ и их элементов. А уже через шесть лет будет построен сухой док – самое крупное гидротехническое сооружение России. В нем, по словам Андрея Шишкина, будут строиться буровые платформы, супертанкеры, газовозы, суда снабжения и другие виды морской техники, в том числе для работы в Арктике. Опять-таки для сравнения: это две пирамиды Хеопса.

Все это уникальное оборудование позволит составить конкуренцию ведущим кораблестроительным державам. В том числе и Южной Корее. Корейцы имеют репутацию лучших в мире корабелов. Кстати, достигли этого они благодаря государственной поддержке. Правда, проблема в том, что участие корейских концернов непосредственно в процессе проектирования судов не так велико, что не может не отражаться на стоимости конечного продукта. А вот у России есть сильная инженерная школа с многолетней историей и богатыми традициями. Поэтому на «Звезде» планируется полный производственный цикл, начиная с проектирования судов и заканчивая спуском на воду, что позволит заказчикам сократить и сроки реализации проектов, и их стоимость.

Правда, как подчеркивает Шишкин, «Звезда» не будет слепо копировать опыт корейцев, коньком которых стало строительство газовозов. «Разумеется, мы будем строить газовозы, – говорить вице-президент «Роснефти», – прекрасно осознавая, что развитие рынка СПГ сейчас – один из самых мощных мировых трендов. Однако ставку мы делаем скорее на суда и платформы для освоения Арктического шельфа и Северного морского пути». «Это не только будущее энергетической отрасли. Это будущее континента, – добавляет Шишкин. – Когда в КНР разрабатывалась концепция «Один пояс – один путь», прежде всего имелись в виду масштабные панъевразийские инфраструктурные проекты. Так вот Северный морской путь – ключевая транспортная артерия, связывающая воедино Евразию. Он на 8 тыс. км короче южной морской трассы, и, если нам удастся создать современную линейку кораблей ледового типа, обеспечить круглогодичную навигацию благодаря мощному ледокольному флоту, все козыри будут у нас в руках».

При этом, как подчеркивает Андрей Шишкин, «Звезда» рассчитывает, что отечественные нефтегазовые компании будут размещать заказы именно на дальневосточной судоверфи: «Национальные компании должны строить корабли на национальных верфях. Это единственный действенный способ развития судостроительной отрасли. В той же Корее это стало краеугольным камнем государственной политики. Да чего далеко ходить за примерами – можно вспомнить, как создавался российский флот, когда Петр I ввел так называемую корабельную повинность».

Кстати, «Роснефть» еще в 2016 году заключила с судоверфью эксклюзивное соглашение о размещении всех своих заказов на строительство новой морской техники и судов. На сегодняшний день полностью обеспечен портфель заказов, который составляет 26 судов. Для сравнения: портфель заказов на одной из крупнейших судоверфей мира Samsung Heavy Industries составил в этом году 31 судно. На «Звезде» будут построены четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса; 10 «зеленых» танкеров класса «Афрамакс» на газомоторном топливе; 10 арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. т; арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. т.

Что касается модели развития верфи, то, по словам Андрея Шишкина, она проста – это так называемая концепция «стаи летящих гусей», еще 80 лет назад разработанная японским ученым Кэном Акамацем. Именно он описал механику взрывного роста «новых индустриальных стран». «Поначалу мы будем закупать высотехнологичные разработки партнеров, затем локализуем их и сможем со временем занять свою нишу на судостроительном рынке, – говорит Шишкин. – Судостроение традиционно является локомотивом для развития смежных отраслей, и мы, безусловно, рассчитываем на мультипликативный эффект для российской промышленности».

«Если говорить о Южной Корее, то «Газпром» сейчас заказывает там суда некоторых классов, – говорит заведующий кафедрой экономики судостроительной промышленности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, доктор экономических наук, профессор Алексей Абрамов. – Ему нужно восемь или девять судов. Это очень большие деньги. Теперь же, с развитием «Звезды», появляется возможность строить такие суда в России. При этом создаются рабочие места, повышается квалификация работников, в региональный бюджет идут налоги, формируется инновационный кластер, что, безусловно, способствуют развитию региона».

«Развитие судоверфи «Звезда» – это однозначно правильный и грамотный проект и важное начинание, – полагает, в свою очередь, директор Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета Денис Злыгостев. – С потерей судоверфей в Украине в Николаеве и Керчи назрела необходимость в проекте, который даст импульс развитию гражданского судостроения в России. В ряде стран именно судостроение является локомотивом экономики. Потому что от этой отрасли зависит развитие смежных отраслей, начиная от добычи полезных ископаемых, производства стали и других металлов и заканчивая компьютерными технологиями. Потому что самое сложное инженерное сооружение в мире – это корабль, причем корабль надводный, а не космический, как ни странно это звучит».

«С развитием судоверфи «Звезда» у нас фактически создается новая отрасль промышленности – тяжелое судостроение, – подчеркивает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа Рустам Танкаев. – Отрасли тяжелого судостроения как таковой у нас в стране прежде не было. «Звезда» – это научно-производственный комплекс, который будет заниматься не только строительством судов, но и технологическими разработками, проектной деятельностью».

«На Дальнем Востоке строится принципиально новый завод, – отмечает заведующий кафедрой кораблестроения Института транспортных систем Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Валерий Зуев. – С появлением этого завода мы сможем строить самые современные крупнотоннажные морские суда. Суда такого типа имеют большое значение для всей страны. Это принципиально новый подход к судостроению».

«На российском Дальнем Востоке существует явный дефицит гражданских судостроительных мощностей, – отмечает главный редактор портала Sudostroenie.Info Александр Полунин. – Например, дальневосточные рыбаки, получившие в прошлом году инвестквоты в обмен на постройку промысловых судов, разместили все заказы на верфях в европейской части России. По транспортному флоту также существует высокий спрос, и он будет расти в связи с планами по добыче углеводородов в Арктике. Планируется активное развитие восточного сектора Севморпути. С точки зрения экономики логично строить для этого танкеры на Дальнем Востоке. Поэтому судоверфь «Звезда» – очень важный для нашей экономики проект».

«Если «Звезда» сможет обеспечивать строительство судов в короткий срок, то, естественно, это пойдет ей на пользу и пойдет на пользу экономике Приморья в целом, – полагает главный редактор FlotProm Сергей Сочеванов. – Перед судоверфью стоят две задачи: организация логистики с предприятиями, входящими в кооперацию, и высокая автоматизация производства для того, чтобы быть конкурентоспособной на международном рынке». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Михаил Сергеев

А низкая мобильность рабочей силы в РФ создает проблемы для экономики

0
1394
Программы энергосбережения принесли "Роснефти" экономический эффект

Программы энергосбережения принесли "Роснефти" экономический эффект

Татьяна Астафьева

Оптимизация технологических процессов и модернизация оборудования вписаны в стратегию развития компании

0
809
Потребительский оптимизм россиян выше, чем у европейцев

Потребительский оптимизм россиян выше, чем у европейцев

Михаил Сергеев

Недружественные страны остаются ориентиром для Росстата

0
3172
Молодые американцы перестали ощущать радость жизни

Молодые американцы перестали ощущать радость жизни

Данила Моисеев

Пальму первенства по уровню счастья перехватили страны Восточной Европы

0
2477

Другие новости