0
1787
Газета Экономика Интернет-версия

24.12.2018 11:59:00

Отечественный инжиниринг как форвард развития ТЭК


Курс на импортозамещение в России, объявленный после введения экономических санкций со стороны США и ЕС, уже показывает результаты в различных секторах экономики, но тем не менее до сих пор вызывает множество споров – о целесообразности и эффективности принимаемых мер.

Минпромторг утвердил 20 отраслевых планов с 2500 позиций и технологических направлений. Одно из важнейших – это импортозамещение в ТЭК, поскольку санкции ограничили крупнейшим энергетическим компаниям страны не только выход на международные финансовые рынки, но и доступ к новейшим технологиям добычи и переработки углеводородов. Но не только добычей ограничиваются интересы государства: в среднесрочной программе фигурирует поддержка технологий переработки углеводородного сырья, создание собственных катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии, технологии сжижения природного газа, высокопроизводительное насосно-компрессорное оборудование.

В соответствии с «дорожными картами» реализуется более 70 проектов в указанных областях, значительная часть из них - с господдержкой.

Встает вопрос о том, за счет чего можно построить экономику, которая будет работать. Прорывы в новой экономике могут случиться там, где мы уже традиционно сильны. Традиционно сильна Россия в ТЭК.

Если смотреть на нашу отрасль с точки зрения инноваций и глобального развития, то напрашивается сравнение с атомной отраслью. Росатом практически полностью работает на российских технологиях и кадрах, он конкурентоспособен за рубежом и вовлечен в глобальную экономику с точки зрения экспорта технологий. Росатом – это международный бренд, который приносит весьма существенные дивиденды.

Росатом успешно прошел путь импортозамещения. ТЭК же в самом начале этого пути с точки зрения самообеспечения технологических процессов. Долгие годы ТЭК был полностью зависим от импорта, со времен семидесятых годов прошлого века в ТЭКе все опиралось на иностранные кадры и зарубежные технологические цепочки, что категорически плохо влияло на всю отрасль, в том числе и машиностроение, но сейчас ситуация меняется и это большая заслуга руководства нашей страны и крупнейших компаний.

В 1970-м году мы взяли то, что было у других стран, прежде всего американские технологии и оборудование для нефтегазопереработки и нефтехимии. В это время были построены все основные нефтегазовые объекты страны.

Сегодня стало целесообразно вкладывать деньги в переработку газа и нефти. Рынок услуг всегда выгодней, чем рынок товаров. И это и есть главная инновация - переход от сырьевой модели к перерабатывающей и наукоемкой.

Собственно, и нефтегазовые госмонополии переориентируются на отечественных производителей оборудования и услуг. В частности, у компании ПАО «Газпром» доля импортного оборудования и услуг снизилась более, чем в два раза.

Наблюдается выравнивание долей капиталовложений в нефтегазовый сектор: если раньше все вкладывались в то, что могло быстро окупиться, то в последний год и госмонополии, и российские инжиниринговые компаний начинают проявлять интерес именно к науке, к наращиванию научно-технического потенциала. Бизнес начинает верить в длительные инвестиции.

В наукоемкой сфере нефте- и газопереработки и нефтехимии, намечаются положительные сдвиги – прежде всего, для отечественного машиностроения. Здесь появляется необходимость быть создавать эффективные модернизационные проекты, с упором не только на российские технологии, но и на российских проектировщиков.

EPC-контракты, то есть проекты «под ключ» - самый эффективный способ управления такими проектами. Отечественные ЕРС-компании могут не только грамотно оптимизировать западную технологию под российские потребности и возможности, но и разработать собственную – уникальную.

Тот же «Газпром» подписал ряд крупных ЕРСМ-контрактов с российскими инжиниринговыми компаниями, которые участвуют в программе импортозамещения на всей производственной цепочке – от адаптации международных технологий, до локализации оборудования и управления проектом силами отечественных подрядчиков.

«Текущие крупные проекты показали, что в нефтегазовой отрасли Россия многое умеет. Отечественный инжиниринг может реализовывать проекты от бизнес-идеи до реализации. Именно этот сектор может стимулировать производственные цепочки. Очевидно, что инвестиции в науку, в переработку, в собственное машиностроение, а по сути – в отечественный ТЭК – это выгодно. Это и есть «новая индустриализация», - прокомментировал генеральный директор инжинирингового холдинга «Петон» Игорь Мнушкин.

«Петон» как EPC(M)-контрактор реализует ряд важных проектов, таких как Комплекс по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) в Ленобласти. На Ямале специалисты холдинга строят установку стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона: предполагается не только выполнение строительно-монтажных работ, но и поставки оборудования собственного производства «ПЕТОН». На Дальнем Востоке «Петон» участвует в масштабном проекте строительства Амурского газоперерабатывающего завода.

Безусловно, продолжение санкционных мер вкупе с волатильностью национальной валюты и определенными макроэкономическими факторами ставят новые задачи перед российским ТЭК.

Однако очевидные результаты есть и оспаривать оживление в ряде отраслей народного хозяйства не могут даже отъявленные скептики. Подтверждением тому являются крупные проекты, которые реализуют отечественные компании. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
607
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1293
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1133
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2163

Другие новости