Нынешнюю ярмарку от предыдущих отличает большая пафосность, большее разнообразие ассортимента, большие затраты в раскручивании брендов, что отражает оживление книжного рынка и освоение издательствами более продвинутой маркетинговой политики.
- Больше книжек хороших и разных (НГ-Фото):ММКВ - главное ежегодное событие для книгоиздателей и книголюбов. С 5 по 10 сентября более 60 стран-участниц представили около 150 тыс. новых изданий
А 30 лет назад, в 1977 году, начиналось все строго и просто. Тогда мероприятие носило прежде всего идеологический характер, с лозунгом «Книга на службе мира и прогресса». ММКВЯ изобиловала изданиями на тему борьбы за мир, дружбы народов, национально-освободительной борьбы и т.п. Ее удостаивали посещением члены Политбюро и ЦК КПСС. Запад реагировал соответственно: например, в 1981 году иностранная пресса развернула мощную антирекламу, дабы дискредитировать выставку как очередную пиар-акцию советской пропаганды. Впрочем, зарубежных участников это не отпугивало. Особенно из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые приезжали за счет устроителей.
Во времена перестройки идеология уступила место бизнесу: в 1989 году ММКВЯ объявили коммерческим мероприятием. В 1990-х ярмарка стала пропагандировать негосударственные издательства. Дотации из госбюджета прекратились.
Однако говорить, что рынок «пожрал» высокодуховную литературу и ММКВЯ сдалась перед нашествием гламура, «женских романов», детективов и т.п., все-таки несправедливо. Год 200-летия Пушкина развернул выставку к «умной» литературе: стало появляться все больше книг по философии, культурологии, филологии, политологии┘ Сегодня стремление к «умной» литературе становится все более настойчивым. Что тут первично – спрос или предложение, – сказать трудно. Но возле стендов с интеллектуальной литературой затеваются споры на очень серьезные темы – обстановка почти как в Касталии.
Не упускают возможности использовать ММКВЯ как трибуну политики. Так, на нынешней ярмарке Сергей Шойгу представлял проект в семи томах – это «Антология Тувы», «начиная со II тысячелетия до н.э. и заканчивая первой половиной ХХ века». Глава МЧС написал к ней предисловие.
Однако написать (надиктовать) книгу, издать ее и даже выставить на стенде – полдела. Не все написанное находит своего читателя. Несмотря на объявление, что «литература ЛДПР раздается бесплатно», оживления вокруг стенда партии не наблюдалось. Столь же малый интерес вызвала и экспозиция партии «Яблоко». Понятно, что это не прибавляет политикам предвыборных очков. Более того – наводит на мысль о царящей в их рядах растерянности.
Ассортимент представленной продукции на ярмарке шире, чем в любом самом большом книжном магазине. В основном за счет специализированных или сугубо местных изданий. Известно, что за вход в сеть книжных магазинов надо платить, да еще соответствовать стандартам эффективности продаж на 1 кв. метр. Сюда же люди привозят книги в надежде встретить своего читателя сразу, напрямую, без посредника и без наценки.
Поэт Некрасов мечтал о времени, когда «мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет». ММКВЯ превзошла чаяния классика: с книжного базара можно принести не только «милорда глупого» – масслит, но и, например, биографию Шиллера пера Рюдигера Сафрански, академическое издание Канта или новую энциклопедию «Русская философия».
Ну а то, что на книжную ярмарку зрителей теперь завлекают то боди-артом, то живой свиньей, то дегустацией коллекционного вина, – тоже нормально. Выпьет человек, например, испанской малаги, откроет томик черновиков Ницше – и зачитается.