Поездка президента РФ Владимира Путина в Индонезию, Австралию и ОАЭ – рекордная по дальности. А по результатам?
Как представляется, визиты в названные страны, подтвердившие эффективность вовлечения главы государства в продвижение экономических интересов страны, весьма продуктивны. Был подписан контракт на закупку Индонезией российских вооружений на 1 млрд. долл. на выделяемый Россией 15-летний кредит и заключено соглашение с Австралией о поставках урана.
В то же время центральный пункт поездки – участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в Сиднее, – как говорится, по определению не мог быть плодотворным. Хотя бы по той причине, что в торгово-экономических связях региона роль России невелика. Ведь в АТЭС 21 участник, в том числе три самые мощные экономики мира: США, Япония и Китай. Их торгово-экономические связи оцениваются в сотни миллиардов долларов. Например, торговля США с КНР превышает 300 млрд. долл. в год. На фоне таких цифр экономический вес России в регионе и вовсе ничтожен – несмотря на то, что все крупные игроки заинтересованы в ее энергоресурсах.
Кроме того, Россия, не являющаяся членом Всемирной торговой организации, не имеет прямого отношения к важнейшему из обсуждавшихся в Сиднее вопросов – о доведении до конца Дохийского раунда торговых переговоров. Не могла российская делегация внести существенный вклад и в обсуждение второго главного вопроса – о перспективах новых договоренностей об ограничении выбросов парниковых газов. По той простой причине, что у Москвы нет четкой и непротиворечивой позиции по данному вопросу.
Таким образом, для России наиболее значимой частью дискуссии оставались лишь общеполитические темы, включая дежурную проблему борьбы с терроризмом.
Впрочем, весьма полезными были двусторонние встречи в кулуарах саммита. Они не только позволили президенту Путину провести «сверку часов» с ключевыми партнерами – президентом США Джорджем Бушем и председателем КНР Ху Цзиньтао, но и обсудить актуальные темы с премьером Японии Синдзо Абэ и южнокорейским президентом Но Му Хеном.
В этих беседах были затронуты и экономические вопросы. Так, Абэ развил новую японскую инициативу по российскому Дальнему Востоку. Предлагается участие японских фирм в создании транспортного коридора из Азиатско-Тихоокеанского региона, а также передача России технологий строительства скоростных дорог и еще ряд конкретных проектов, которые предстоит согласовать на рабочем уровне.
Надо отметить, что Россия хотя и медленно, но все же втягивается в конкретные дела АТЭС. Подтверждением этого служит решение о проведении во Владивостоке саммита АТЭС 2012 года. Хотелось бы надеяться, что к этому времени дадут результат усилия по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, на которые нацелена работа госкомиссии под руководством премьера.
Без развитой экономики Дальнего Востока и соответственно активного участия в торгово-экономических связях региона Азии и Тихого океана Россия не станет полноправным участником АТЭС. Без создания импульсов для развития на огромной азиатской части территории страны трудно рассчитывать и на получение благ, обусловленных членством в АТЭС. Достижению этой цели могут послужить инициативы соседних стран – Японии и КНР – по их участию в программах развития упомянутых регионов. Если они, конечно, не останутся лишь на словах, а планы госкомиссии Фрадкова – на бумаге.