0
4903
Газета От редакции Интернет-версия

06.04.2018 00:01:00

Устав театра должен провести границу между художником и продюсером

Ограждение худрука от директорской деятельности поможет избежать повторения "Дела "Седьмой студии"

Тэги: театр, минкульт, худрук, устав

Полная On-line версия

театр, минкульт, худрук, устав На фото директор РАМТ Софья Апфельбаум, задержанная по уголовному делу о хищении средств, выделенных «Седьмой студии». Фото агентства городских новостей "Москва"

Одна из самых обсуждаемых тем последнего времени – разделение полномочий при руководстве театрами между художественным руководителем и директором. По инициативе Союза театральных деятелей Министерство культуры просило федеральные театры обдумать форму существующего управления.

Сегодня учреждения работают по двум форматам: либо есть связка худрук – директор, либо в одном лице (режиссера или директора-организатора, продюсера) соединяются функции и творческого руководства, и административного управления. В связи с последними скандальными событиями в театральной среде ведомствами было предложено разделить полномочия между должностями, чтобы освободить худруков, людей творческих, импульсивных, от финансовой деятельности. Однако не была исключена возможность сохранить и единоначалие, если оно доказывало свою эффективность. Указание на преимущества модели разделения сфер ведения отмечалось и в Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ до 2020 (документ – от 2011 года).

Как стало известно «НГ», практически все главные театры страны, а вслед за ними должны были быть проинформированы и региональные, захотели оставить устав прежним, по стране – это оба варианта управления. Единственные изменения стали касаться заключения контрактов. Теперь назначение директора проводит Минкульт по согласованию с худруком театра. В приоритете – режиссер, творческий лидер, определяющий идеологию театра. Хотя, как известно, в западной модели лидирует, наоборот, продюсер.

Ситуация, когда в театре два первых лица – художественный руководитель и директор-управленец – оптимально разделяет компетенции и ответственность. Худрук отвечает за репертуарную политику, творческое развитие труппы, идею театра, «качество продукции», директор – за хозяйственную часть, успешную экономику театра, организацию творческого процесса на высоком уровне, привлечение внебюджетных доходов, заполняемость зала.

Но и закономерно встает вопрос: а кто тогда главнее? И конфликт, случившийся недавно в петербургском Театре им. Ленсовета, показывает, что даже учредитель решает этот вопрос необъективно. Так, худрук Юрий Бутусов хотел внедрить в театр европейские стандарты организационной работы, а директор Валерий Градковский считал, что в театре ничего менять не нужно, все и так хорошо. Тот момент, что на пике конфликта Комитет города по культуре встал на сторону директора, высказав пожелания вернуть художественную политику театра в консервативное русло, только подтверждает чреватость привилегированных полномочий. Несмотря на важность обоих, первично, что театр выпускает спектакли и главный человек – тот, кто их создает. В связи с чем даже самый лучший директор является вспомогательным сотрудником. И в идеальных тандемах это понимают (сейчас для всех такой пример – Театр им. Вахтангова).

Это подтверждают и на ведомственном уровне: перед назначением Сергея Женовача в МХТ им. Чехова было предварительно обговорено разделение правления на худрука и директора, которого назначат ему в помощь, потому как успешное их совмещение в личности Олега Табакова – случай скорее редкий. Хотя сегодня таковые лидеры остаются, но чаще в музыкальных театрах – Валерий Гергиев в Мариинском, Дмитрий Бертман в «Геликон-опере», Георгий Исаакян в Театре им. Натальи Сац.

В отличие от творца директор-распорядитель зачастую не видит смысла в интенсивном затратном развитии, а считает своей целью сохранение стабильности. Петербургский конфликт «разрешился» протестным увольнением режиссера и защитной отповедью директора, хотя, конечно, необходимо было прийти к консенсусу с обеих сторон. В том числе с помощью муниципального или федерального ведомства, которое должно четко прописать устав для ситуации двуначалия, чтобы никто не перетягивал одеяло на себя в едином взаимосвязанном деле. И над этим только предстоит работать.

Еще не оконченное «Дело «Седьмой студии» по проекту «Платформа» наглядно иллюстрирует необходимость данной модели. Художника стоит освободить и оградить от претензий, связанных с финансово-хозяйственными нарушениями, уберечь от опасных решений, чтобы в будущем избежать повторения таких ситуаций, как с Кириллом Серебренниковым.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Елизавета Авдошина

Главный режиссер Александринского театра – о "Воскресении", китайских "Лягушках" и новой роли Тихона Жизневского

0
3684
Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Маэстро обходится без юридического объединения Большого и Мариинского театров

0
5139
Жанр стендапа приходит в театр

Жанр стендапа приходит в театр

Елизавета Авдошина

Артисты "Сатирикона" и МХТ им. Чехова пробуют силы на новой творческой территории

0
3758
Московский сатирик

Московский сатирик

Елизавета Авдошина

Александр Ширвиндт не дожил до 90-летия трех месяцев

0
4461

Другие новости