0
989
Газета Образование Интернет-версия

10.10.2003 00:00:00

Под крылом хрустального пеликана

Тэги: награждение, учитель


награждение, учитель Игорь Карачевцев – пришел, дал урок и победил.
Фото Сергея Приходько

- Игорь Альбертович, вы так уверенно держитесь перед любой аудиторией. Даже на кремлевской сцене не растерялись - смело пригласили танцевать саму Галину Карелову. А вот впросак вы когда-нибудь попадали? И как выходили из такой ситуации?

- В моей педагогической практике, конечно же, случалось, когда меня загоняли в тупик. Не припомню вот так с ходу какого-нибудь яркого примера┘ Бывали случаи, когда я сам себя ставил впросак. Однажды на уроке истории конца XIX века я, рассказывая о социал-демократическом движении в Германии, вдруг не смог выговорить фамилию "Либкнехт". Не получилось и со второй и с третьей попытки. Тогда отчаявшись, решил написать фамилию деятеля на доске. От волнения вообще перепутал все буквы┘ В этих случаях мне всегда помогает чувство юмора. Секунду поразмыслив, я произнес буквально следующее: "Значит, так, дети, пишите: выдающимся деятелем Германской социал-демократической партии был Август Бебель".

- Смело. Но современным детям палец в рот лучше не класть. Или у вас другое мнение? Отличаются они от вас в их возрасте?

- Современные школьники более свободны. Не зависят от идеологических стереотипов, которые повлияли на учителей прошлого. Они не стесняются высказывать свои суждения, пусть даже противоречащие порой мнению учителя. По крайней мере, такое постоянно происходит в нашей гимназии. И это радует. Учителя ведь не носители абсолютной истины. Они должны уметь вести диалог с детьми. Не получился диалог - достаточно уже поиска истины, это тоже развивает человека┘ С другой стороны, мне иногда хочется, чтобы те ученики, которые высказывают свои смелые суждения, умели бы еще и слышать других. Терпимость, толерантность, как говорят сегодня специалисты, должна быть свойственна в наших условиях и учителю и ученику в равной степени.

- Вы говорите о диалоге с учащимися, и у меня создается впечатление этакого неторопливого разговора о судьбах вождей и их народов. Но вот в чем дело: совсем скоро ваши уроки могут стать иными. Вам необходимо будет вложить в головы учеников очень много голой фактологии, которая очень пригодится им при сдаче единого экзамена. Или вы думаете иначе? Вам вообще нравится идея ЕГЭ?

- Она меня не совсем устраивает┘ Но я хорошо понимаю причины этого явления. Согласитесь, в оценивании по гуманитарным предметам на экзамене есть большая доля субъективизма. А если у ученика мнение не совпадает с версией учителя? Единый экзамен - это попытка оценить ученика за знания, а не за суждения о том или ином моменте истории. Некоторые учителя боятся этого экзамена, считая его введение своего рода недоверием к ним. Дескать, этим хотят проверить не столько ученика, сколько учителя. А здесь уже возникает некоторая обида. Учителя старших классов опасаются, что им придется заниматься на своих уроках "натаскиванием", чтобы ученик успешно сдал экзамен, а на развитие творческих способностей ученика времени совсем не останется. И доля истины здесь есть┘ Отразится ли единый экзамен на моих уроках? Едва ли. Процесс обучения в гимназиях уже изначально ориентирован на продолжение учебы в вузе. И в какой форме будет проходить испытание - уже не столь важно.

- Сегодня много говорят о перегрузках школьников в средней школе. Оптимальный путь решения этой проблемы - сокращение школьных программ. Например, из программы по литературе уже убрали некоторые произведения советского периода, потому что дети не знают исторического контекста. Если встанет вопрос о сокращении часов на историю, то какие разделы, на ваш взгляд, можно безболезненно "поджать"?

- Некоторые учителя считают, что можно сократить часы на изучение истории Древнего мира или Средних веков. Другие считают, что этого делать нельзя - это основа современной цивилизации. Чем глубже учащиеся будут знать этот период, тем легче они будет понимать новейшую историю и историю России в частности. Я бы ничего не сокращал. Мне ближе история ХХ века. Ее, мне кажется, надо даже расширить. Хотя сами понимаете, история ХХ века - это еще и не история, а больше политика, по крайней мере как считают историки-исследователи. Еще не остыли эмоции по поводу того, что происходило совсем недавно на наших глазах. Еще многому не даны правильные оценки.

- Что касается оценок┘ В одной из телепередач я увидела, как школьники отвечают на вопрос: "Кто такой Ленин?" Среди многочисленных версий чаще других звучала такая: "Ленин - убийца царской семьи". Как ответили бы на этот вопрос ваши школьники?

- Как вы понимаете, так отвечают ученики не в результате работы учителя, а вследствие перекоса работы СМИ. Что сказали бы на это мои ученики? Наверное, изложили бы то, что рассказал им я. А я объясняю им, что Ленин был тем человеком, для которого цель оправдывает средства. Но подчеркиваю при этом, что благими намерениями выстлана дорога в ад. В общем, пытаюсь рассказать так, чтобы они поняли всю трагедию этой личности и истоки этой трагедии. Несомненно, смерть брата очень сильно повлияла на формирование характера юного Ульянова. В разговоре о последних днях Ленина обязательно подвожу детей к обсуждению фильма Сокурова. Мне, как историку и исследователю, фильм Александра Сокурова "Телец" очень интересен, несмотря на то что есть и те, кто его отрицают. Хотя это художественный образ, мне иногда кажется, что он намного ближе к истине, чем даже некоторые исторические исследования.

- На дворе октябрь. Все вспоминают о расстреле Белого дома. Как вы говорите об этом событии с детьми?

- Если честно, то я почти не говорю об этом┘ И даже не потому что хочу уйти от этой темы, просто по формальным причинам. История этого периода приходится на конец года. Мы, учителя выпускных классов, не успеваем обсудить этот материал подробно, потому что весь настрой учеников на приближающийся экзамен. Если же разговор удается, то мы рассматриваем это событие как конфликт законодательной и исполнительной власти. И та и другая сторона нарушили на определенном этапе принципы права и элементарной человечности. Главная проблема здесь - проблема власти. Когда власть хочет себя сохранить, а другая сила пытается ее узурпировать - опять всплывает принцип "цель оправдывает средства". И идеи человеческие отходят на второй план┘ Вообще, удивительный предмет история, скажу я вам. Самый главный, вбирающий в себя все остальные предметы...

- И я вам поверю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
232
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
383
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
284
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
165

Другие новости