Газета Образование Интернет-версия

05.07.2018 00:01:00

Технари любят учиться больше, чем гуманитарии

Экономисты с высшим образованием реже других специалистов стремятся получить второй диплом

Тэги: высшее образование, профессии, экономисты, технари, гуманитарии, бизнес, исследование

высшее образование, профессии, экономисты, технари, гуманитарии, бизнес, исследование Образование, отличимое от первого по профилю, сегодня можно получить и в магистратуре. Фото с сайта www.rea.ru

За рубежом большинство директоров крупнейших технологических компаний не имеют образования в сфере инженерии и компьютерных технологий. У руководителей таких фирм чаще всего бизнес-образование, бухгалтерское, гуманитарное, образование в сфере здравоохранения, искусств и гуманитарных дисциплин. В России ситуация имеет свои нюансы... Так какое же образование выбрать для жизненного успеха?

Данные о преимущественном положении гуманитариев в топ-списке руководства компаний опубликовал профессор Университета Карнеги Меллона и директор отдела исследований Центра предпринимательства и коммерциализации в Университете Дьюка Вивек Вадхва. Об этом сообщает издание Washington Post. И такое положение дел за рубежом несколько опрокидывает укоренившиеся в нашем обществе установки, что бизнес-образование не является образованием, а бизнесу научиться нельзя.

Если задаться целью найти разницу между математическим и гуманитарным познанием, то, как уверяют исследователи мозга, она заметна уже на физиологическом уровне. Есть в нашем мозге зоны, ответственные за математическое мышление, есть – за языковое. Есть и жаждущие доказать это. Например, исследователи из университетов Париж–Юг и Париж–Сакле, проведя МРТ-сканирование головного мозга добровольцев, обнаружили, что для обработки математической и языковой информации используются разные сети нервных клеток. И восприятие математики осуществляется теми же нейронными сетями, что распознают числа и позволяют ориентироваться в пространстве, а не благодаря тем, что работают с общими знаниями. Статья о разных нейронных сетях была опубликована журналом Proceedings of the National Academy of Sciences. То есть на физиологическом уровне разница есть. Некоторые исследователи, основываясь на этих данных, пытаются сегодня доказать, что математики в бизнесе отличаются от гуманитариев «изысканностью» схем, позволяющих обходить всякого рода препоны и барьеры. Но не будем спешить с выводами.

Как показывают исследования, у нас в топ-менеджменте преобладают технари. Здесь есть такой нюанс, что среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем, кстати, резко выделяются на фоне населения в целом (по России два и более высших образования имеет примерно 1% населения). Такие данные приводит старший научный сотрудник лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев при изучении спроса руководителей российских предприятий на второе высшее образование. Причем первыми специальностями таких людей чаще всего оказываются технические, а вот вторыми – экономические и бизнес-образование.

Профиль первого образования влияет на вероятность получения второго: она выше для технарей и гуманитариев и ниже для экономистов и юристов. То, что люди с техническим образованием чаще других стараются получить еще один диплом, объясняется тем, что в советское время было подавляющее число людей с техническим образованием. Они занимали 60% от общего числа выпускников. После распада Советского Союза их количество резко снизилось до 35%. Реже всех получают второе образование экономисты. А если и идут за вторым дипломом, то предпочитают учиться за рубежом.

Апологеты точных наук заявляют, что человек, далекий от них, испытывает серьезные трудности с тем, чтобы отличить факт от его интерпретации. Ему трудно понять, какие следствия вытекают из того или иного утверждения.

Еще стоит заметить, что уровень образования в школах падает. Об этом говорил, например, совсем недавно ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. В школах плохо учат, и ребенок в этом случае думает примерно так: «Если я не понимаю математики (физики, химии, биологии), то пойду-ка я лучше учиться чему-нибудь гуманитарному».

Получается, сетуют эксперты, что человек с самого начала самостоятельной жизни соглашается на заведомое отсутствие такого довольно ценного качества, как математические способности. От этого мы не имеем полной картины о склонностях и интересах людей. Гуманитарным наукам, считают эксперты, это тоже не идет на пользу. На такие специальности, получается, приходят люди, не выбирающие свой путь вследствие внутренней потребности. Это практически гуманитарии поневоле.

Впрочем, как мы уже поняли, переживать за них не стоит. Многие из них приходят в бизнес. И у них все равно получается жить в мире цифр.

Борис Субботин 15:28 05.07.2018

Интересная статья. Ещё хотелось бы обратить внимание на разницу в "учиться" и "получить диплом". Пример. В программировании, если вы не учитесь постоянно, то уже через пол года вы отстаете. Учиться надо. А вот нужен ли диплом? Уже много лет работодатели не спрашивают меня о дипломе, их интересует только то, что я могу делать для них сегодня.