0
3562
Газета Образование Интернет-версия

10.10.2018 17:52:00

Эмоциональное образование можно и нужно сделать массовым

Одаренность – это результат работы с детьми, а не поиска вундеркиндов

Тэги: эмоциональное образование, выставка, дети, томск, александр сайбединов, интервью


эмоциональное образование, выставка, дети, томск, александр сайбединов, интервью На фото директорр Светленского Губернаторского лицея Александр Сайбединов. Фото сайта lyceum.tom.ru

В Москву привезли выставку работ томских детей. Основатель и директор лицея, где учатся дети, – автор методики эмоционального образования. Что это такое и зачем это нужно? С директором Светленского Губернаторского лицея Александром САЙБЕДИНОВЫМ беседует обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ.

Александр Геннадьевич, в чем смысл эмоционального образования? И зачем оно нужно в школе?

– Эмоциональное образование – это шанс для школы, для системы образования (не только российской), вообще для любого общества, утратившего ценностные ориентиры. Дело в том, что репродуктивная система обучения себя изжила и наносит огромный вред, дискредитируя саму природу образования.

Эмоциональное образование направленно на системное развитие творческого мышления, которое сегодня полностью отсутствует в школе. Это разумное перераспределение  предметов в сетке школьного образования в сторону увеличения предметов, имеющих для детей большое ценностное значение. Это эволюционный и мягкий переход от губительной на сегодня модели политехнического образования к модели, где главным приоритетом является качество человека как носителя этих знаний.

Простой пример: когда мы только немного сместили акцент в соотношении школьных дисциплин в сторону увеличения предметов художественной направленности, тут же поднялась успеваемость этих же школьников по математике. Парадокс – скажете вы. Закономерность – отвечу я вам.

Уточните, пожалуйста, это должен быть какой-то отдельный вид школ или это должно стать частью  программ в каждой общеобразовательной школе?

– Это модель массовой школы с реально измененным содержанием образования, с дополнительными новыми образовательными областями, с новой многоуровневой системой обучения, не разгоняющей и раздающей свои образовательные полномочия на аутсорсинг «субарендаторам образовательных услуг», а открывающей возможность для возвращения в материнскую школу всех «изгнанных» предметов, превращенных в ценностно слабое и малодоступное дополнительное образование.

Мы исходим из того, что все дети – это способные дети. А для развития одаренности необходима система, ориентированная на пробуждение и развитие творческого ресурса в них. Одаренность – это результат работы с детьми, а не результат их поиска. Пусть на первом уровне (начальная школа) идет поглощение потока культуры. А на втором уровне (средняя школа) – погружение в культуру, что предполагает обучение предметам художественной направленности по выбору. Третий же уровень (старшая школа) – это уже этап воспроизводства культуры.

Заметим, что второй и третий уровни такого обучения в школе целиком решают острую проблему нехватки, а иногда и недоступности учреждений дополнительного образования. Которое, будем честны, по большей части в стране платное.

Губернаторский Светленский лицей – это вы, это – «роль личности в истории российского образовательного процесса». Можно ли в таком случае тиражировать этот опыт? И как найти Сайбединовых на всю страну?

– Проблема создания нового, любых изобретений в гуманитарной сфере всегда упирается в стереотипы. Почему-то, зацикливаясь на создателе, ее боятся предъявить потребителю, предполагая, что так может только автор. И в этом проблема системы, не желающей меняться. Но это не проблема автора.

Почему-то мы спокойно катаемся на велосипеде, не интересуясь, кто его изобрел, или читаем книги, не зная, кто придумал алфавит или написал эту книгу. Поэтому прижизненный крест авторства, который присваивает ему именно система, это своего рода зачистка ею любого авторского опыта.

Опыт нашего лицея системен и тиражируем. Другое дело, что тиражирование опыта у нас понимается механически: пришел, посмотрел, взял. Сразу отметим, что так не получится, нужно изучить «инструкцию» и получить права, как водителю автомобиля. Иначе опыт не поедет. 

–  Насколько затратен переход школы на эмоциональное образование?

– Все 24 года существования наш лицей работал и работает по общим нормативам финансирования школы, не имея, к сожалению, финансовых привилегий. Имея лишь поддержку нашего губернатора. Но результаты при этом говорят сами за себя. Наши выпускники имеют высокие баллы по ЕГЭ и поступают легко в вузы любой направленности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

Елизавета Авдошина

Юбилейная выставка пройдет в Норильске, Новосибирске, Москве

0
1349
"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

Дарья Курдюкова

Биография пейзажа

0
2176
 Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

0
1194
 Выставка "Сотворение мира"

Выставка "Сотворение мира"

0
1179

Другие новости