0
7268
Газета События Интернет-версия

05.04.2017 00:01:00

Сепаратистов и исламистов в один этап убирают из Татарстана

Тэги: татарстан, сепаратизм, хизб уттахрир, исламисты, татарский общественный центр, казань, терроризм


татарстан, сепаратизм, хизб ут-тахрир, исламисты, татарский общественный центр, казань, терроризм Имам мечети Аль-Ихлас Айрат Шакиров (на переднем плане) и Наиль Набиуллин (справа) активно участвовали в митингах сепаратистов. Фото автора

В Приволжском окружном военном суде (Казань) слушается дело ячейки «Хизб ут-Тахрир» (ХТ, запрещенная в России террористическая организация), действовавшей в течение продолжительного времени на территории Татарстана. Параллельно с этим прокурор Татарстана Илдус Нафиков обратился в городской суд Набережных Челнов с иском о запрете в России организации «Татарский общественный центр» (ТОЦ). Несмотря на свой маргинальный статус, ТОЦ до недавнего времени считался «ветераном» татарстанского политикума. Создается впечатление, что власти взялись за полную очистку республики от деструктивных элементов. Параллельное уголовное преследование ХТ и ТОЦ в Татарстане интересно еще и потому, что у этих двух течений есть взаимопересекающиеся горизонтальные связи.

14 марта с.г. в разных районах Татарстана прошла совместная операция МВД, ФСБ и Росгвардии по пресечению деятельности ХТ. Силовики провели обыски по 30 адресам в Казани, Бугульме, а также в Высокогорском, Зеленодольском, Нижнекамском и Нурлатском районах. Были обнаружены и изъяты запрещенная в России литература ХТ, блокноты с личными данными завербованных и другая внутренняя документация ячейки, а также флаги с символикой ХТ – черная шахада («символ веры» мусульманина на арабском языке) на белом фоне и белая шахада на черном фоне. Первое сочетание означает «Дар уль Ислам», то есть территория ислама. Второе – «Дар уль Харб» – территория войны. Вместе оба флага образуют политический символ ХТ. В ходе общереспубликанской спецоперации были задержаны 16 лидеров и активистов ХТ.

За день до спецоперации перед Приволжским военным судом в Казани предстали четверо ранее арестованных хизбовских лидеров – 25-летний Айрат Шакиров, 30-летний Арслан Салимзянов и 28-летние Райнур Ибатуллин и Наиль Юнусов. Шакиров, Салимзянов, Ибатуллин – уроженцы Татарстана, Юнусов приехал из Узбекистана. Все были арестованы весной 2015 года в разных местах республики. Исламистам инкриминируются части 1 и 5 статьи 205 УК РФ (организация деятельности террористической организации, финансирование терроризма), а Ибатуллину и Салимзянову – часть 4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность). По версии следствия, все обвиняемые присягнули на верность ХТ в 2012 году. Собрания ячейки проводились на съемной казанской квартире Шакирова и в кафе на окраине Казани. 

Экстремистскую деятельность они осуществляли в отдалении от мест своих сборищ. Райнур Ибатуллин пропагандировал идеи ХТ в Новосавиновском районе Казани – в мечети Казан нуры. Арслан Салимзянов «работал» в мечети Нурулла в Московском районе столицы республики. «Амиром» – руководителем ячейки был Айрат Шакиров. Как гласят материалы следствия, «амир» преследовал цель увеличить численность террористической организации и требовал от соратников распространения идеологии ХТ не только в мечетях, но и в Интернете. На подпольных собраниях ячейки Шакиров инструктировал своих подельников, как лучше вести пропаганду идей ХТ, какие методы вербовки использовать в разных случаях и что делать в случае обнаружения силовыми структурами. 

По версии следствия, у террористов были свои методы «работы» и с силовиками. Члены ячейки выявляли производимое полицией и ФСБ наружное наблюдение. Потом по разным каналам собирался «материал»: паспортные данные оперативников, места жительства, данные на членов семей, госномера автомашин и т.д. Целью «материала» были шантаж и запугивание работников силовых структур. Этой «премудрости» Шакиров набрался из «методичек» ХТ. В ведении Шакирова также был «общак», куда каждый член ячейки был обязан ежемесячно вносить от 200 до 1000 рублей. Идею «общака» Шакиров также не придумал сам, а почерпнул из опыта ХТ, в том числе апробированного террористической структурой в Татарстане.

«Университетом» для Шакирова стала небезызвестная в Татарстане казанская мечеть Аль-Ихлас на улице Декабристов. С 2008 по январь 2013 года мечеть Аль-Ихлас была главным центром ХТ в Татарстане и убежищем для других радикал-исламистов. Глава прихода Рустам Сафин дважды привлекался к ответственности – в первый раз в 2009 году, во второй – в 2013-м. В первый раз имама спасло от наказания заступничество имама мечети Кул Шариф Рамиля Юнусова (в настоящее время в федеральном розыске). Во второй раз Сафина осудили на два года колонии. Обезглавленный после посадки имама и лишенный мечети (в январе 2013 года здание было снесено) приход продолжил функционирование на нелегальной основе. Члены общины собирались на частных квартирах и в кафе, а в качестве демонстраций протеста совершали уличные намазы.

Представший ныне перед судом Айрат Шакиров и его подельники – представители молодого поколения «хизбов», чья активность (2012–2015 годы) пришлась на период, когда «беспризорные» казанские радикалы проповедовали по квартирам, кафе и другим мечетям. Среди «стариков» поволжской ХТ кроме Рустама Сафина следует отметить 46-летнего Айрата Шакирова – полного тезку молодого главаря, салафитского идеолога под псевдонимом шейх Умар. Умар-Шакиров в Аль-Ихласе читал лекции, совершал намазы. Но самозваный шейх больше известен не как исламистский идеолог, а как национал-сепаратист, заместитель руководителя организации «Союз татарской молодежи «Азатлык» Наиля Набиуллина. 28-летний Набиуллин, как и «шейх Умар», сотрудничал с ХТ. Летом 2012 года Набиуллин «дирижировал» пикетами исламистов в период массовых задержаний прихожан мечетей по делу об убийстве богослова Валиуллы Якупова.

По рассказу Набиуллина, когда активисты из «Аль-Ихласа» предложили ему устроить совместный исламистско-националистический митинг протеста против «арестов невинных мусульман», он спросил совета у татарской писательницы-националистки Фаузии Байрамовой и лидера «Татарского общественного центра» Рафиса Кашапова – те одобрили идею. Но в процессе митинга у Набиуллина сразу возникли с «хизбами» идеологические трения, после чего он заявил, что с исламистами больше не связывается, так как «они работают против Татарстана». По его словам, Кашапов и Байрамова согласились с ним в этом убеждении.

К тому моменту Байрамова «заработала» второй по счету условный срок по 282-й статье УК РФ (разжигание ненависти или вражды). Рафис Кашапов с сентября 2015 года отбывает наказание в колонии общего режима по 282-й статье. Наиль Набиуллин и шейх Умар в 2016-м – начале 2017 года также отметились в судах как обвиняемые. 15 марта с.г. Набиуллин получил два года условно за дачу ложных показаний, шейха Умара сейчас судят за размещение экстремистских материалов в Интернете. К этому списку стоит добавить начавшийся в январе с.г. суд над лидером национал-сепаратистской организации «Алтын Урда» («Золотая Орда») Данисом Сафаргали, отправку на два года в колонию лидера группировки «Правые татары» Мансура Мусина, осужденного за осквернение зимой 2014 года храма-памятника Спаса Нерукотворного в Казани (см. «НГ» от 18.05.16). Подельник Мусина по этому эпизоду Эмиль Камалов проходит принудительное лечение в психиатрической больнице.

В марте с.г. впервые за историю республики начат процесс по запрету «Татарского общественного центра» – маргинального и националистически настроенного, но довольно мощного «тяжеловеса», который имеет влияние и за пределами республики. Ранее характер взаимоотношений между ТОЦ и Казанским кремлем протекал в формате ограниченной договороспособности. Характерный пример – случай в конце 1990-х годов, когда власти упросили Казанскую епархию РПЦ снять с Благовещенского собора якорные кресты. Лидер ТОЦ Кашапов расценил этот символ как «знак оккупации Казанского ханства Русью» и пригрозил, что если кресты не снимут, собор будет подожжен. В последующие годы судили только особо зарапортовавшихся активистов, причем приговоры были крайне мягкими. Татарстанская Фемида ранее не ставила вопроса о полном запрете организации.

Также симптоматично, что параллельно с процедурой полной делегитимизации ТОЦ идет процесс зачистки республики от «Хизб ут-Тахрир». Несмотря на кардинальную разницу в воззрениях (сепаратистам чужда исповедуемая «хизбами» идея «всемирного халифата»), татарские националисты ранее неоднократно объединялись с ХТ и другими исламистами в краткосрочных акциях, направленных против политики федерального Центра. В 2013 году Рафис Кашапов «благословил» исламистов из Татарстана «на джихад» против режима Башара Асада в Сирии со словами: «Сегодня Сирия – завтра Россия!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1142
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
804
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
390
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
545

Другие новости