0
6031
Газета События Интернет-версия

04.10.2017 00:01:00

Черкесская вера в Сочи до суда довела

Тэги: руслан гвашев, айдамир басто, черкесы, шапсуги, кавказская война, абхазия, молебен, тюльпановое дерево, голодовка


В международном черкесском сообществе достигла пика кампания в поддержку жителя Сочи Руслана Гвашева – черкесского старейшины, участника войны за независимость Абхазии, кавалера абхазских военных наград. Кампания вызвана бессрочной протестной голодовкой 67-летнего Гвашева. На смертельно опасную акцию протеста старейшину подвигло решение Лазаревского районного суда города Сочи насчет адыгехабзэ – традиционной монотеистической религиозно-философской системы.

Обстоятельства дела относятся к 21 мая с.г. – дате, когда черкесы-адыги и родственные им абхазы вспоминают о Кавказской войне 1817–1864 годов. В этот день совершаются традиционные черкесские траурные молебны по погибшим в тот период. В этом году, как и в прошлые годы, моление прошло в поселке Головинка под Сочи, у священного для черкесов Тюльпанового дерева. Это 30-метровый лиодендрон, по одной версии, посаженный царем Николаем I в знак покорения Кавказа, по другой, росший задолго до того. Гвашев был на молебне жрецом. На церемонии присутствовали сотрудники полиции, все прошло мирно и без происшествий.

Однако 2 июня Гвашева доставили в сопровождении приставов в Лазаревский суд. Согласно полицейскому рапорту, составленному 23 мая с.г., Гвашев совершил молебен, прочитал речь, после чего всем присутствующим были розданы ленточки с надписью «День памяти и скорби». Рапорт был санкционирован руководством сочинского ОВД, специально для присутствовавших полицейских  переводили на русский траурную речь Гвашева, которую общественник произнес на черкесском. Ознакомившись с рапортом, суд счел действия Гвашева составом преступного деяния по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка  проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). По решению суда, происшедшее 21 мая считается не молебном, а акцией, требовавшей согласования с властями. Инстанцией был учтен факт принудительного привода Гвашева на заседание. Помимо штрафа, Гвашеву должны были назначить 8 дней административного ареста. Но поскольку обвиняемый инвалид, в силе оставили только штраф.

Организатора мероприятия Айдамира Басто приговорили к штрафу в 30 тыс. руб., Руслана Гвашева – 10 тыс. руб. Гвашев счел приговор суда произволом. По мнению Гвашева и его защитников, формулировка суда, что молебен надо было согласовывать, незаконна, так как религиозные церемонии по закону согласовывать не нужно. На этот пункт ФЗ «О религиозных организациях» 2 августа сослался Краснодарский краевой суд, куда Гвашев подал апелляцию. К примеру, православный молебен, проводимый 21 мая каждого года по инициативе кубанского казачества, не согласовывается. Дело о черкесской церемонии краевая инстанция передала на новое рассмотрение в Лазаревский суд, где 30 августа приговор оставили в силе. Повторная апелляция результата не дала.

11 сентября Гвашев начал бессрочную голодовку, продолжающуюся по сей день. «Я не прекращу голодовку, пока не получу документа, где будет сказано: в наших с Айдамиром Басто действиях не было состава правонарушения изначально, у суда не было основания возбуждать дело, и что суд нарушил закон, давая распоряжение о принудительном моем приводе на заседание суда», – заявил Руслан Гвашев «НГР».

Абхазский политолог Давид Дасаниа сказал «НГР», что 67-летний Гвашев прекрасно понимает, что может умереть: «Когда мы, абхазские общественники, были у него в конце сентября дома в ауле Большой Кичмай, Руслан был высохший, как мумия». Дасаниа сказал, что Абхазия, за свободу которой воевал Гвашев, просто бурлит от негодования из-за того, что сочинский суд подвел под суд черкесский молебен. «При этом мы наблюдаем среди черкесской общественности России паралич воли. В защиту Гвашева в России высказались только экс-президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, лидер всех абхазов мира Тарас Шамба – и все. Я вижу, что на Северном Кавказе люди даже боятся высказаться по Гвашеву, не то что принять участие в каком-либо митинге или иной акции. В Нальчике на днях митинговали за права народа рохинджа, а не за Гвашева».

Гвашев принадлежит к этносу черкесов-шапсугов, автохтонов Туапсинского и Лазаревского районов Кубани. Он добивается, чтобы в Краснодарском крае, который именуется в краевом уставе «исторической территорией кубанского казачества», шапсуги и другие черкесы были официально признаны коренным народом.

Повторная апелляция по «делу Гвашева» назначена на 5 октября. В случае неудачи защитники активиста намерены обращаться в ЕСПЧ. 1 октября состоялся митинг в поддержку Гвашева в Нью-Йорке, организованный черкесской общиной США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
274
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
265
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
383
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
280

Другие новости