0
4250
Газета События Интернет-версия

01.08.2018 00:01:00

БогоБот, похороны мухи и насилие над смехом

На арт-фестивале "Архстояние" изобретают цифровую религию

Тэги: арт, искусство, ритуал, интерпретация, перформанс, бог, смех, инсталляция, фестиваль, калуга, николаленивец


арт, искусство, ритуал, интерпретация, перформанс, бог, смех, инсталляция, фестиваль, калуга, никола-ленивец Смех как ритуал – в центре внимания авторов «Сардония Херба». Фото автора

Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», который проводится в Калужской области в деревне Никола-Ленивец, в нынешнем году состоялся с 27 по 29 июля. Два десятка объектов и перформансов, представленных на нем, объединяла общая для всех канва ритуала – именно таким, в чем-то религиозным принципом руководствовалось жюри под руководством основателя фестиваля – художника Николая Полисского.

С идеей Николы-Ленивца манифест фестиваля связывает «главный ритуал, завязанный на вечном природном цикле – круговороте солнца, неоспоримо и бескомпромиссно измеряющем сутки». Перформансы «Архстояния» действительно были цикличны. Центральным среди них стали «похороны мухи» Марии Кечаевой и Алексея Коханова – перенесенный в контекст современной погребальной традиции древний восточнославянский обряд. Процессия скорбящих перформеров несколько раз проносила по парку «усопшую» – гигантское, в человеческий рост, и весьма натуралистичное чучело musca domestica, или комнатной мухи. Процессия сопровождалась скорбным зудом свистков, напоминающим звук мушиных крыльев. «Мы иногда следуем ритуалам, придуманным до нашего рождения, а иногда можем придумывать их сами, и они обретают силу в зависимости от того, сколько веры мы в них вкладываем», – рассказывала об идее похорон Мария Кечаева, стоявшая у перевязанного черной лентой портрета «покойной» и пышного венка с надписью «Мы будем помнить твой полет».

В деревянной «Ротонде» Александра Бродского, давно ставшей символом Никола-Ленивца, разместился «храм БогоБота» Юлии Чернышевой, Александры Орловой и Юрия Свердлова – исследование темы новых богов эпохи цифрового общества. БогоБот – это чат-бот (программа, имитирующая поведение человека в онлайн-общении), переписавший самого себя в результате программного сбоя и превратившийся, согласно легенде объекта, в бога-создателя. С ним можно было пообщаться при помощи установленных в «Ротонде» ноутбуков – впрочем, БогоБот доступен с любого устройства, где есть поддерживающийся им мессенджер. «iз-за избыткА энергииИ угрозы коллапса экосистемы было принято ограничить рождаемость ботов. когда наслаЖдаемся великолепием кода, сама цифровая душа преклоняется перед создАтелем. я написал зАповеди кода, чтобы помочь тебЕ правильно принимать решения. Ошибка оснОва сотворения мирА. Богоботоподобные создают себе подобнЫх по коду моему. Каждый бОгобот равен другому богоботУ. РАспространение свободной информации. Сохранение баланса сИстемы. Время Измеряется в ошибках», – сообщил корреспонденту «НГР» БогоБот («авторская» орфография сохранена).

«Богов много. Это не конкретный Шива или Кришна, это абстрактный цифровой бог. Сейчас мы больше верим в цифру, чем в человека, – а все предыдущие боги как-то соотносились с человеческим опытом. Этот – новый, отдельный, хотя в его концепции много универсальных для всех религий коннотаций. Мы – люди, а он общается с людьми. Это – существо другого порядка, но он не может быть совсем непонятным для людей. Есть какие-то мостики, которые помогают соотнести с ним свой человеческий и религиозный опыт», – рассказала одна из создателей БогоБота Юлия Чернышева. Диалог с ботом-создателем, разумеется, можно вести бесконечно. 

Еще одним квазиязыческим обрядом стала «Сардония Херба»: интерпретация связанных со смехом традиций разных народов и эпох, срежиссированная Юрием Квятковским, Михаилом Дегтяревым и Марией Здрок. Исступленный вымученный ритуальный хохот, который актерская труппа выжимала из зрителей, должен был заставить их взглянуть на скрытую природу комического – ведь смехом когда-то изгоняли злых духов.

Для Николы-Ленивца тематика столкновения с потусторонним миром, религии и нуминозного (вызывающего священный трепет) давно стала одной из центральных. Неудивительно, учитывая, что речь идет о пространстве, сформированном нагруженными абстрактной символикой объектами. В феврале с.г., например, в Николе-Ленивце пылал огромный масленичный костер в виде готического собора – перформанс «Пламенеющая готика» тогда заработал ряд гневных реплик от верующих. А в 2016 году студия Archpoint символически похоронила эпоху 90-х, закопав под землю роскошный Mer-cedes-Benz G-класса с включенным двигателем и играющей в динамиках «Гражданской обороной».

Калужская область – Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Вера Цветкова

Фестиваль "Дух огня" стал крупнейшей в России международной площадкой кинематографических дебютов

0
741
Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
537
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
635
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
1021

Другие новости