Новые подлодки класса "Ясень" пополнят отечественный флот.
Фото из книги "Росссийские атомные"
Представители Главного штаба ВМФ России сделали ряд громких заявлений. Одно из них относится к созданию многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения 885-го проекта класса «Ясень», головной из которых является АПЛ «Северодвинск». По словам неназванного представителя морского ведомства, до 2020 года отечественный ВМФ получит десять таких кораблей. А третий корпус такой субмарины будет заложен уже в этом году.
Если учесть, что «Северодвинск» строится на Северном машиностроительном предприятии аж с декабря 1993 года и до сих пор не принят в состав ВМФ, то в такие оптимистические заявления, конечно же, верится с большим трудом. Но не только об этом хочется сказать. По словам экс-секретаря Совета безопасности России и бывшего первого заместителя министра обороны, ныне депутата Государственной Думы академика РАН Андрея Кокошина, в госпрограмму вооружений уже заложены планы строительства атомных подводных лодок пятого поколения. Причем создание этих субмарин предусматривает единый корпус как для многоцелевой лодки, так и для стратегического подводного ракетоносца. Им совместно занимаются конструкторские бюро «Рубин» и «Малахит», которые специализируются сегодня на создании стратегических и многоцелевых лодок соответственно. Лодки пятого поколения будут отличаться пониженной шумностью, автоматизацией систем управления, безопасным реактором и дальнобойным оружием.
Кокошин напомнил, что концептуально создание атомных подводных лодок пятого поколения было отработано еще в 1990-е годы совместными усилиями аппарата заместителя главкома ВМФ по вооружению, Управлением начальника вооружения Минобороны России, Комитетом по военно-технической политике российского военного ведомства. Особую роль при этом сыграли заместитель главкома ВМФ адмирал Валерий Гришанов и вице-адмирал Михаил Барсков. Такое решение по унификации корпуса, сказал Кокошин, позволит значительно сократить стоимость разработки и лодок-«стратегов», и многоцелевых АПЛ.
По многим параметрам это весьма сложная научно-техническая, инженерная задача, которая требует в том числе сложного математического моделирования и использования мощных супер-ЭВМ, которые имеются в нашей стране. Но, по словам академика, хотя массогабаритные характеристики не столь критичны для боевых кораблей, как для ракетной или авиационной техники, тем не менее инженерам, ученым предстоит поработать и над ними при создании лодок пятого поколения, от чего, в частности, может зависеть обитаемость этих кораблей.