Во всех вариантах вывоза грузов НАТО из Афганистана наибольшая нагрузка ляжет на железнодорожный транспорт с использованием путей, пролегающих по территории стран Центральной Азии и России. Об этом в прошлый понедельник сообщило агентство Интерфакс-АВН, сославшись на источник в крупнейшей транспортной компании. Первый вариант предполагает вывоз грузов из Афганистана автомобильным транспортом через Таджикистан в Киргизию до станции Аламедин и далее – по железной дороге. Второй вариант предусматривает транспортировку через Хайратон, границу с Узбекистаном, порт Термез и железнодорожным транспортом через Казахстан, Россию далее (самым предпочтительным рассматривается порт Усть-Луга, возможным – порт Рига). Третий вариант предполагает вывоз грузов самолетами на один из российских аэродромов наиболее удобным считается аэродром Ульяновска) и уже дальше – железной дорогой.
Неделей раньше обозреватель «НВО» во время видеоконференции Москва–Брюссель попросил генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена подтвердить эти планы. Генсек ответил: «Мы достигли соглашения о транзите с рядом государств Центральной Азии. Эти соглашения о транзите позволят нам заручиться гибкими, надежными транзитными маршрутами. И надо сказать, что эти соглашения превращают уже существующие транзитные договоренности с Россией в еще более эффективные. Так что у НАТО теперь имеется целый ряд транзитных возможностей. Что, конечно же, очень важно, по мере того как мы завершаем проведение своих боевых операций». По уверению Расмуссена, в каждой из вовлеченных в процесс стран сейчас осуществляются административные процедуры, связанные с оформлением достигнутых договоренностей. Прорабатываются детали различных вариантов транзита и в России. Этим вплотную занимается межведомственная рабочая группа, в которую входят представители Министерства транспорта РФ, Министерства иностранных дел РФ, ОАО «Российские железные дороги» и других заинтересованных ведомств.