0
1093
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

18.12.1999 00:00:00

ДЕСЯТЬ САМЫХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА


1. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

1917 ГОДА

Большевизм провозгласил мировую революцию как цель и оправдание временных жертв. "Пролетарии всех стран", призванные объединиться поверх национальных и исторических барьеров, должны были составить массовую основу нового мирового порядка, лишенного эксплуатации и насилия.

"Свобода, равенство и братство" русской революции отсекали малую и вредную часть народонаселения - эксплуататоров. Мыслилось, что жертва необходима и должна быть принесена. Разумеется, отцы СССР не помышляли о грядущих кровавых драмах, так как передел личности, воспитание нового человека, наделенного социалистической совестью, коллективизмом и партийным чутьем, представлялось делом нескольких лет.

Планетарное мышление не позволяло революционерам фиксироваться на строительстве и быте - революция разрушала старые связи во имя принципиально новых. Поэтому от эпохи почти ничего, кроме фотографий, не сохранилось - потомки напрасно объясняют немузейный характер эпохи злой волей Сталина.

По сути, Ленин ни разу не допустил кровожадных высказываний, которые не были бы укоренены христианским воспитанием. Ведь христианская этика позволяет цитировать евангельские слова сожаления о Капернауме, о горькой судьбе Иерусалима и его дочерей, о мече, принесенном в мир. Большевизм с его абсолютизацией ценностей пролетарского Нового Иерусалима обрекал классово чуждых лишь на перевоспитание, по крайней мере в теории.

Мир, земля, свобода, отказ от частной собственности, коллективное попечение о человеке, бесплатные услуги от медицинских до образовательных, равенство прав и обязанностей - все эти большевистские ценности были отфильтрованным списком общечеловеческих чаяний без репрессивного божественного присутствия. Бог в условиях отмены эксплуатации отметался как гарант старого мира. Большевики предлагали новый порядок, гарантом которого должна была стать совесть личности и совокупное представление о пользе.

Лозунгу "Долой стыд", отмене брака, коммуне и "перманентной революции" со Сталиным пришли на смену корпоративные интересы диктатуры.

На этот неосуществленный проект может с надеждой взирать всякий, кто недоволен опошленным образом русской революции и кто мечтает дать новое дыхание ее содержанию.

2. ПРИХОД НАЦИСТОВ

К ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИ

Оккультизм оформился как мировоззрение в конце XIX века после писаний Блаватской, Безант и т.д. Его мало кто воспринимал всерьез, полагая маргинальным "вероучением" мелкой буржуазии. В 1933 г. политическое движение, руководители которого руководствовались оккультными принципами "тайного знания", пришло к власти в Германии в результате парламентских выборов.

Нацисты объявили своими врагами коммунистов, католиков, масонов и евреев и призвали немецкий народ к возрождению древних языческих традиций почитания мощи человеческого тела и воли, преобразующей и созидающей реальность. Неарийские народы (все негерманцы) объявлялись людьми второго сорта, не способными мобилизоваться для "строительства будущего", а потому годными только на роль рабов "истинных господ" - арийцев. Все члены нацистской партии (а их было несколько миллионов) приносили присягу на верность вождю - Адольфу Гитлеру.

Для избранных (членов СС) существовала особая мистика, связанная уже напрямую с оккультными ритуалами. Первое время после прихода Гитлера к власти широко пропагандировалась так называемая "теория вечного льда", отвергавшая научный подход к познанию мира. Учение о "великих Посвященных", придуманное Блаватской, было в большом почете в рейхе. Его вожди недвусмысленно намекали на то, что если они сами и не являются этими "Посвященными", то по крайней мере находятся с ними в "прямой связи".

Христиане, не признавшие первенство нации над верой, подвергались преследованиям.

Попытка воплотить в политику радикальную интерпретацию древних мифов закончилась для человечества 50 миллионами убитых во Второй мировой войне.

3. ИСЛАМСКАЯ

РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ

К 1979 году Иран был самым мощным и высокоразвитым исламским государством. Шахский режим содержал на деньги, получаемые от продажи нефти, мощную и современную армию, огромный полицейский корпус. Объявленная им "белая революция" должна была ввести Иран в число стран, обладающих современными технологиями.

Но религия, которую к 70-м годам уже перестали считать значимым общественно-политическим фактором, показала свой потенциал. Проповедь всего лишь одного человека, аятоллы Рухоллы Хомейни, воззвавшего к религиозным чувствам иранцев, сломила поддерживаемое США и Израилем шахское государство. В течение двух недель шах потерял всю свою власть, а многомиллионные толпы народа, заполонившие улицы иранских городов, встречали вернувшегося из многолетней эмиграции аятоллу.

Хомейни развил учение о всемирном объединяющем универсальном характере ислама как прямого правления Аллаха. В противовес сражавшимся между собой в битвах "холодной войны" атеистическим капитализму и коммунизму он выдвинул концепцию так называемого "третьего пути". Ее целью являлось построение всемирного исламского государства, идеология которого основана на шиитской доктрине временного политического правления духовенства, готового передать свою власть всечеловеческому вождю - махди, который возвестит о начале Страшного суда.

США и СССР Хомейни объявил принадлежащими к "царству зла". По его мнению, они несут народам порабощение, так как их идеологии основывались исключительно на материальных ценностях, не учитывавших существование Бога.

Современное ему духовенство Хомейни считало модернистом: он призывал ввести в исламских учебных заведениях преподавание иностранных (европейских) языков и курсы западной философии.

Но именно Хомейни придал исламу новое дыхание, сделав его современным политическим революционным движением. Слабостью Иранской революции явилось то, что она произошла в шиитском государстве и ее идеи не смогли распространиться в исламском мире из-за противоречий между шиитами и суннитами.

4. ФЕНОМЕН ГАНДИ

Мохандас Ганди (1869-1948) ценой собственной жизни продемонстрировал право человека противостоять стечению обстоятельств. Ненасилие, несотрудничество и неповиновение сломили мощь Британской империи. Ганди сплавил национальный опыт, проповедь Льва Толстого и невероятную непреклонность.

В 11 лет мальчик из купеческой семьи усомнился в правильности отношения к неприкасаемым. В 18 лет он был отлучен от касты за решение учиться в Англии. Лично для себя он выработал четкий принцип - вежливо, но бесповоротно оказывать сопротивление насилию и никогда не требовать возмездия для себя лично. Будучи избит белой толпой, он отказался опознать обидчиков. Первый опыт безоружного протеста он предпринял в Южной Африке, прошагав с индусами и неграми через границы и кордоны в знак протеста против апартеида. Войска отступили, когда Ганди и его колонна легли на землю, под ноги лошадям.

Ганди назвал свою миссию "религией служения". Он, адвокат и политик, ежедневно работал в госпитале, во время чумных эпидемий собирал умирающих, вместе с детьми и внуками организовывал ашрамы для бездомных. Его принципом было: "Никогда не требуй того, чего не делаешь сам".

Он много раз признавал свое личное поражение - когда призванные им люди гибли, когда вместо неповиновения они прибегали к агрессии. Он неизменно брал вину на себя, шел под суд и в тюрьму. В его арсенале была крайняя мера - и никто не сомневался, что он доведет дело до конца, - 16 голодовок. Так ему удалось сломить освященное традицией отношение индусов к неприкасаемым: люди пошли в дома париев, ели вместе с ними, только чтобы Ганди остался жив. После освобождения Индии в порыве отчаяния Махатма отказался от пищи и воды, пока длилась религиозная бойня. Индусы и мусульмане, опомнившись, митинговали в знак солидарности.

Фанатик, который выстрелил в святого, привел последний довод против ненасилия. С тех пор Индия чтит Ганди и неизменно пребывает в братоубийственной войне. С тех пор неизменно в мире находятся одиночки, провозглашающие неповиновение порядку вещей.

5. МУЧЕНИКИ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА

Впервые со времени раннего христианства власть преследовала граждан за их религиозные убеждения. Гонения начались сразу же, не прекращались на протяжении всего советского времени, разве что в 17-м году христианин рисковал жизнью, а в 80-х - репутацией. Советы имели шанс договориться с определенной частью верующих, особенно если бы учли общедемократические настроения, проявившиеся на Поместном соборе 17-го года. Большинство верующих по целому ряду пунктов не имели расхождения с большевистской идеей, были солидарны с пафосом большевиков и чаяли новой жизни, в основе своей отвечавшей христианским представлениям о норме.

Расстрелы крестных ходов, принуждение к сдаче церковных ценностей, закрытие храмов, "поражение в правах" монахов, священников, их родственников, разгром Церкви, аресты среди клира и мирян, пытки, применяемые к исповедникам, требование отречения - прилюдного, под страхом смерти и кар для близких - все это реалии постреволюционной эпохи, вызывающие в памяти житийные рассказы о первых христианских подвижниках.

Устроение катакомбной Церкви, тайное исповедание веры, изустная передача знаний, литургия, совершающаяся на груди заключенного епископа, общины верных, противостоящих "власти зверя", утраченные синодики исповедников, их безымянные могилы - так существовала Русская Православная Церковь в эпоху гонений. Христианство максимально приспособлено для гонений: на крови мучеников стоит Церковь. Выход из подполья всегда сопряжен с определенными уступками миру, идти на которые истинно верующему много горше, чем встать на мученический путь. Патриарх Сергий, подписавший свою знаменитую декларацию о сотрудничестве Церкви с властью, за которую он был многократно осужден единоверцами за границей и в России, совершал подвиг спасения Церкви, отдавая себя на поругание - за "пособничество" безбожной власти.

История мученичества не написана до конца. Возрождение Русской Церкви оплачено большой кровью. Вовлеченность в мирскую жизнь снимает актуальность мученического подвига, но наступают рано или поздно времена, когда Церковь нуждается в памяти о нем.

6. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР

Собор, определивший лицо Католической Церкви в изменившемся мире, продемонстрировал способность отзываться на глобальные вопросы эпохи. Он проходил в Риме с 1962 по 1965 год, открыл его Папа Иоанн ХХIII, а завершил Павел VI. Решения его до сих пор имеют оппозицию на Западе, в частности с ними не согласны сторонники архиепископа Марселя Лефевра, их не принимают на Востоке. Дух Собора признан обновленческим во имя устранения противоречий между традицией и реальностью Церкви. Помимо 2500 иерархов, на нем присутствовали наблюдатели, миряне и активисты "Католического действия".

Главный обсуждавшийся вопрос - о Церкви в современном мире, ее открытости к изменениям, "знамениям времени" и прогрессу. Отныне допускается возможность отчуждения частной собственности во имя общего блага. Пастырская конституция "Радость и надежда" утверждает несвязанность Церкви "с какой-либо формой человеческой структуры или политической, экономической, социальной системой". Церковь отказалась от анафематствования и выразила готовность к диалогу с неверующими. Борьба за мир - в числе приоритетных направлений.

В результате трехлетних дебатов западное христианство отказалось от латинского языка как обязательного богослужебного, позволило сильно сократить продолжительность служб, ввести обрядовые упрощения. Для азиатских и африканских стран допустимо сохранение местных обычаев, музыки, народных мелодий и языков. Из списка почитаемых святых были изъяты некоторые имена в связи с тем, что эти личности не могут быть признаны реально существовавшими или их исторические прототипы сомнительны. Роль духовенства переосмыслена: оно призвано служить людям, а не является формой власти. В отношении экуменизма католики перешли к диалогу, признали исторические заслуги Восточных Церквей, несмотря на их отказ признавать первенство Рима.

7. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Движение возникло в начале века как попытка христиан разных конфессий и разных стран договориться между собой, невзирая на государственные и политические барьеры между ними. Русская Православная Церковь с самого начала принимала в нем активное участие, хотя инициаторами движения были представители Протестантских Церквей. Католическая Церковь в силу своих претензий на мировое господство не принимала участия в экуменическом движении.

В октябре 1910 г. по предложению Епископальной Церкви США была создана комиссия по подготовке Всемирной конференции по вопросам "Веры и церковного устройства". Эта дата и считается началом экуменического движения. В годы преследования христиан в СССР экуменическое движение сыграло выдающуюся роль в деле спасения Русской Церкви от окончательного уничтожения.

В марте 1918 г. святой Патриарх Тихон, отвечая на обращение к нему секретаря комиссии "Вера и церковное устройство" Роберта Гардинера относительно "недели молитв о христианском единстве", писал: "Я буду всегда в указанное вами время ревностно молиться об объединении всех христиан. В настоящее беспокойное время, когда враги Христовы воинствуют против Него с особым рвением, теперь особенно необходимо для нас, верных друг другу друзей, объединиться как можно ближе для защиты христианской веры. Призываю на вас благословение нашего Спасителя".

Первая конференция "Вера и церковное устройство" состоялась в 1920 г. в Женеве. Православные принимали активное участие в ее работе.

В последнее время экуменическое движение подвергается сильной критике со стороны Православных Церквей. Это вызвано в первую очередь усилением на Западе позиций неолиберального богословия, поднимающего вопросы прав сексменьшинств, женского священства и т.д., неприемлемые для православных.

8. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

ИЗРАИЛЬ

Восстановление государства после почти двухтысячелетнего рассеяния народа и на основании трактовки религиозных текстов явилось результатом не только воли евреев, полувековой работы сионистов, покаянием мирового сообщества, повинившегося перед гонимой этнорелигиозной группой, но и итогом сложной геополитической рокировки на Ближнем Востоке.

Опыт Израиля уникален и не имеет аналогов, как и опыт сохранения этнической религии, лишенной основополагающих структурных элементов в виде иерархии, церковной организации и др., испытывавшей непрестанное давление извне. Равно как превращение мертвого книжного языка в разговорный┘ Единственной объединяющей константой для тех, кто идентифицировал себя с "избранным народом", оставался принцип выживания коллектива, наследовавшего тем, кто "заключил завет с Богом". Эти целевые установки при специфическом социальном положении евреев создали вокруг них целый сонм причудливых и зловещих мифов, завершившихся явлением, которое принято именовать Холокостом.

СССР, изначально являясь сторонником восстановления Израиля, уже после второй арабо-израильской войны стал поддерживать его исламских соседей и лишенных территории палестинцев. Англичане, уступившие контролируемые территории, пытались противодействовать созданию израильских разведывательных и стратегических структур, но потерпели поражение. Только США, установив прочные связи с новообразовавшимся государством, позволили существовать стране, образованной на религиозных принципах, и солидаризовались с деятельностью Израиля по расширению границ.

Согласно конвенции ООН, на карте мира должны были появиться два образования - Израиль и Палестина. Однако политический акт оживил тысячелетних демонов вражды. Как некогда евреи воевали с филистимлянами, так и их наследники не в состоянии достичь мира. Удивительно, что испытавшие ужасы геноцида евреи создали, по сути, резервации для палестинцев, которых лишили права не только на независимое государство, но и на свободное перемещение по стране, обязали иметь отличительные номерные знаки и вытеснили в компактные места проживания в городах.

Неординарность и своеобразная исключительность Израиля заключена и в правовом казусе: современная Германия неуклонно выплачивает Израилю репарации в знак покаяния за уничтожение евреев, во время которого Израиля просто не существовало. Данный юридический феномен тоже не имеет аналогий: в истории известны выплаты при условии, что участники обладали видимостью границ или местами компактного проживания. Германия же выплачивает долг потомкам французских, русских и прочих граждан.

Исключительное положение Израиля в современном мире придает этому уникальному государству особый статус, совпадающий с самооценкой его народа.

10. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ЮГОСЛАВИИ

Начало 90-х годов было ознаменовано для европейцев страшной гражданской войной в Югославии. Казалось, что после 1945 г. население Старого континента больше не столкнется с геноцидом, этническими чистками, истреблением людей по религиозному признаку. Боснийская война опровергла эти надежды.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия, созданная в 1945 г. коммунистами под руководством Иосипа Броз Тито, начала разваливаться практически сразу же после смерти своего создателя. Основные народы Югославии - сербы, хорваты и босняки - говорили практически на одном языке, но отличались друг от друга прежде всего религиозной принадлежностью: сербы - православные, хорваты - католики, босняки - мусульмане.

Война в Боснии проходила под религиозными лозунгами, и лидеры конфессий, в мирное социалистическое время благополучно заседавшие на экуменических конференциях, оказались не готовы к такому повороту событий. Инициатива перешла в руки убийц и дельцов "от войны", которые грабили и насиловали "во имя веры".

Многие, однако, воевали в Боснии, искренне защищая те ценности, которые они считали самыми важными для себя. Сотни русских добровольцев уехали сражаться на стороне сербов "за православие" (а не за деньги, как об этом писала пресса), многие из них погибли, выжившие получили почетное гражданство Республики Сербской.

Все кончилось вторжением НАТО, после бомбовых ударов "милостиво" разведшего отчаявшихся людей по национально-религиозным анклавам. Ненависть на этой земле поселилась на долгие годы.

9. МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 60-х

Бунт 25-летних прокатился по США и Франции, Праге и даже Москве в эти годы. Разноязыкий протест объединяло нежелание участвовать в круговой поруке политической лжи, подкрепляемой ссылкой на мораль.

Хиппианский карнавал формально начался всплеском пацифизма в разгар Вьетнамской войны после объявления всеобщей мобилизации. Инициаторами Парижской революции мая 1968 года стали студенты, желавшие иметь свободный доступ в общежитие студенток, которые, в свою очередь, отстаивали право носить короткие юбки. В социалистическую резервацию дух протеста пришел в обличии недовольства экономическими и идеологическими принципами постсталинизма. При видимом разнообразии это был тотальный молодежный бунт против геронтократического мира.

Успех движения заключался в создании целостной молодежной субкультуры, включавшей музыку, стиль жизни, одежды, прически, философию, литературу, способ передвижения, нормы гостеприимства и так далее, вплоть до языка и ценностных приоритетов. Люди отказывались от социальной ангажированности во всех ее формах. Поскольку этот отказ продекларировало целое поколение абсолютно бескорыстно и не агрессивно, поскольку врагом, смешным и обреченным на поражение, выступал мир серьезных взрослых, бунт имел реальный шанс на тотальную победу в большом мире.

Дети цветов несли понятные идеи: делай любовь, а не войну, все люди - братья и сестры, не имей дома и не заботься о завтрашнем дне.

Хиппианская модель проиграла по двум пунктам, на которых большой мир ее подловил: сексуальная революция и наркокультура стали объектом самого выгодного в истории бизнеса.

Лидеры состарились или умерли. Буржуазные ценности плавно вошли в повседневный быт рекрутов молодежного протеста. Социум умно учел критику. И теперь толпы прилежных студентов в демократичной одежде ездят на каникулах теми же маршрутами, уверенные в кредитной карточке, системе скидок, сети отелей, дискотек с нужными децибелами и дешевизне наркотиков в разрешенных местах. Война окончена.

Молодежь не реагирует ни на Сербию, ни на Чечню, ни на голод в Африке. Выжившие 50-летние свидетели хиппианского карнавала дают концерты в странах третьего мира в рамках движения "Мир без наркотиков".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
975
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1175
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1484
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1081

Другие новости