0
1519
Газета Пять книг недели Интернет-версия

17.10.2002 00:00:00

Пять книг недели


Владимир Козлов. Гопники. - М.: Ad Marginem, 2002, 288 с. ISBN 5-93321-041-2

"Гопники" изданы без страха, упрека и лишнего базара - какие там сведения об авторе, даже жанр нигде не указан. Понятно: то, что побольше, - повесть, все остальное - рассказы. Новая чернуха, в отличие от старой слегка осветленная ностальгией и проблесками здравого смысла. Дмитрий Бортников, Василий Сигарев, Ирина Денежкина, до кучи - Ирвин Уэлш. Все мимо. От лестных и нелестных аналогий Владимира Козлова спасает редкая немногословность. В немногих суровых и емких словах автор создает свой художественный мир - то ли реалистически взмыленный, то ли примитивистски пофигистский. Лучше всего читать эту книгу как роман, принимая легкие несоответствия между главами за погрешности раздвоенного сознания. От главы "Каникулы" до главы "Офис". От перестроечного прошлого до непонятно какого настоящего. Пацаны в рабочем районе, базар на фене, досыл по матери. О чем нельзя говорить, о том следует молчать.

Антония Байетт. Обладать. Романтический роман. Перевод с английского В.К. Ланчикова и Д.В. Псурцева. - М.: Торнтон и Сагден, 2002, 656 с. ISBN 5-93923-020

Роман Антонии Байетт знатный, можно сказать, знаменитый. И не потому, что писательница получила за него Букеровскую премию двенадцать лет назад. И не потому, что ей потом дали Орден Британской империи. А потому, что этот роман толщиной сантиметров в шесть набит историями про книжки и живопись, интригой, открытиями и находками. Место действия - современная Англия. Герои - люди чрезвычайно образованные. Раскроешь наугад - так что ни страница, то ссылка на Шекспира, другая - ведет к Йейтсу, третья - к Стерну. Но одновременно сюжет посвящен романтической истории времен королевы Виктории. Утерянные письма, рассказы о рукописях - почти детектив, почти любовная история.

Иногда кажется, что это не романтический роман (как заявлено в названии и пояснено в эпиграфе из Натаниэля Готорна), а роман воспитания, ну или хотя бы образования.

Сергей Козлов. Гном. Рисунки Сергея Елкина. - М.: ОГИ, 2002, 18 с. ISBN 5-94282-091-0

Козлов - сказочник известный, сказочник голоса негромкого, но внятного. Ежик, который все никак не выйдет из тумана, уже существует как бы отдельно от него. Туманный ежик гораздо знаменитее сказочника.

А сейчас в серии "ОГИ" после квадратных историй про поросенка и прочую живность, что сочинила Петрушевская, вышла книжечка Козлова про гнома. "В жаркий день в лесу глухом Гном сидел под лопухом. Как слоны, издалека шли по небу облака. Лес шумел, комар звенел. Гном от солнца разомлел и уснул┘" Чудесные превращения гнома, его путешествия мистичны и загадочны. На книге (жалко, страниц мало) можно гадать, как на Книге Перемен. Впрочем, листы там толщиной в палец - для самых маленьких. Прямо не книга какая-то, а предмет. Загадочный.

Пономарев А.Л. Деньги Золотой Орды и Трапезундской империи. - М.: Эдиториал УРСС, 2002, 216 с. ISBN 5-8360-0320-3

Найти клад мечтает каждый. Возможность такая действительно существует - археологи постоянно обнаруживают эти "банковские вклады", владельцы которых никогда уже за ними не вернутся. Но можно ли воспользоваться добытыми сокровищами с какими-либо иными целями, кроме пополнения нумизматических коллекций и определения торговых путей? Андрей Пономарев разработал методику, позволяющую с помощью кладов выяснить размеры этого самого жалованья и определить реальные масштабы товарно-денежных отношений, скажем, в Золотой Орде. В результате мы можем наблюдать феерическое превращение - Орда предстает нам уже не как полукочевое государственное образование, а как страна, темпы экономического роста которой обгоняли в XIV веке Италию и Англию.

Кирилл Кобрин. Гипотезы об истории. - М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2002, 112 с. ISBN 5-7333-0222-4

Что делать вошедшему в моду публицисту, если периодические издания, где опубликованы его статьи, сами из моды вышли? Правильно: собирать свои творения под одной обложкой и издать отдельной книжицей в формате pocket-book. Минимум претенциозности при максимуме взыскательности. Сборник Кирилла Кобрина - образец легкого умного чтения. Разнородные тексты - эссе, книжные рецензии, публицистические заметки - не имеют никаких внешних точек пересечения. Один - про англоманию Петра Чаадаева, другой - про национальный комплекс отцеубийства в России, третий - про метафорические зеркала эпохи девяностых, четвертый - про порнографию и буржуазию. Сквозная тема все же есть. Разумеется, та, что обозначена в названии. Все эссе - это различные points of view на себя, на нас, на общество, на Россию. То бишь, простите, на нашу с вами Историю, если поддаться тотальному историзму автора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
743
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
862
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1222
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
971

Другие новости