Григорий Кружков. Лекарство от Фортуны. Поэты при дворе Генриха XIII, Елизаветы Английской и короля Иакова. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2002, 528 с. ISBN 5-93381-098-3
Жанр этой книги определить невозможно. Ее нельзя назвать ни антологией английской поэзии времен Возрождения, ни сборником статей о той же английской поэзии с многочисленными примерами из оной. Но и "чем-то средним", механическим соединением того и другого, называть ее нельзя ни в коем случае. Это абсолютно цельная, на одном дыхании (несмотря на объем) читающаяся вещь, в которой из совершенно серьезных культурологических и исторических текстов литературоведа Григория Кружкова, из не вполне серьезных стихотворных комментариев поэта Григория Кружкова, из стихов великих, малоизвестных и не известных вообще никому английских поэтов, представленных переводчиком Григорием Кружковым, а также из невероятно богатого, но при этом почему-то совершенно не отвлекающего от чтения иллюстративного ряда - из всего этого читатель просто вынужден будет вынести представление об английском Возрождении как об эпохе, когда вне поэзии вообще ничего не происходило и происходить не могло. Возможно, что так оно и было.
Елена Борисова, Григорий Стернин. Русский неоклассицизм.- М.: Галарт, 2002, 288 с., 262 илл. ISBN 5-269-00898-х
Русский неоклассицизм начала ХХ века во всей свой монументальности и изысканности: от храмов и доходных домов до живописи и предметов интерьера - стульев и бульоток. Две с половиной сотни иллюстраций, качеству которых позавидовали бы сами титаны Возрождения. Слегка суховатый искусствоведческий комментарий, будто бы сознательно смиривший свою академическую гордыню и отдавший пальму первенства искусству фотографа. Но если вчитаться - то не сопроводительный текст, а поэма, повествующая о том, откуда есть пошел, как развивался и что претерпел неоклассицизм в России. Заключает альбом каталог памятников архитектуры неоклассицизма в Москве и Санкт-Петербурге. Так что карту в руки - и вперед: фотографии фотографиями, но и в натуре Шехтель и Фомин Микеланджело не уступают.
Эндрю Крами. Пфитц: Роман / Пер. с англ. М.Пчелинцева. - СПб.: Симпозиум, 2002, 304 с. ISBN 5-89091-220-8
Игра в бисер по-шотландски. Геодезия, картография и аэрофотосъемка несуществующих городов. История несуществующих персонажей. Утонченный роман современного шотландского писателя (г.р. 1961), физика по образованию, интеллектуальная игра, логико-философский детектив. XVIII век, маленькое княжество в Германии. Князь теряет невесту. Возводит в ее честь целый город. Но только на бумаге. Потом еще один город - город чувственных наслаждений. Тоже, разумеется, на бумаге. Ну и венец его деятельности - город Ррайннштадт, город-энциклопедия. Что до Пфитца, то он - плод воображения нерадивого картографа. Картограф ошибся, принял закорючку за фамилию, но в Биографическом отделе была такая девушка, что ради ее прекрасных глаз, ради того, чтобы была служебная необходимость еще раз к ней зайти, пришлось выдумать Пфитца - со всеми его историями и приключениями.
Дмитрий А.Пригов. Неложные мотивы: Стихи. - М.: АРГО-РИСК; Тверь: Kolonna Publications, 2002, 88 с. ISBN 5-94128-069-6
Еще один проект неутомимого Дмитрия Александровича. Стихи, написанные "по мотивам" произведений других поэтов. Но не всем известных классиков, что приелось, а поэтов, широкой публике почти не знакомых. То есть, что называется, из самой гущи литературного процесса. По мотивам-то, оно конечно, по мотивам, но стихи все равно приговские, с кикиморами и гримасами: "Я тронул ее за юбку / А юбка-то и озлилась / Я было отдернул руку / Ан-нет - рука прицепилась┘" Впрочем, во всех слабостях, неувязках, несуразицах и пр. Дмитрий Александрович просит винить несуразность и суетливость своей натуры, а вовсе не оригиналы.
Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы. - СПб.: Искусство-СПб, 2002, 872 с. ISBN 50210-01549-1
Увесистое девятисотстраничное издание, посвященное всем жителям Северной столицы. Национальный и профессиональный состав городского населения по данным переписей за сто с лишним лет начиная с 1869 года. Армянские, католические, старообрядческие, иудейские и буддийские религиозные организации. Около тридцати народностей. Если недостаточно про них прочесть, можно на них посмотреть: старые фотографии с девушками в традиционных костюмах, литографии, живопись, миниатюры. Советский и постсоветский период преподнесен в аналитическом ключе: в контексте решения национального вопроса в многонациональном городе. В приложении даны списки современных национально-культурных и религиозных объединений и действующих храмов.