Татьяна Попова. "Норд-Ост" глазами заложницы.- М.: Вагриус, 2002, 240 с. ISBN 5-264-00889-2
Татьяна Попова - журналистка. Но в первую очередь - одна из заложниц "Норд-Оста". Ее книжка - это и дневник, и подборка откликов СМИ - противоречивых, страстных, самых разных. Откликов мгновенных - расположенных по дням, по часам, по минутам. Плюс попытка понять, осмыслить, пережить, в каком-то смысле и избавиться от пережитого.
Избавиться, впрочем, от подобного невозможно. Да и не надо, наверное. И, разумеется, про "Норд-Ост" еще напишут - и умную аналитику, и лихой триллер, но книжка Поповой тем и цепляет, что еще ничего не остыло, все раны еще болят. Да, кто-то может про себя написать: "Господи! Спасена!" Но в конце все равно - список погибших.
Доминик Фернандез. На ладони ангела: Роман. Пер. с франц. Т.Хмелева. - М.: Глагол, 2002, 496 с. ISBN 5-87532-051
Французский писатель мексиканского происхождения, уехавший в Италию, - вот кто такой Доминик Фернандез. "На ладони ангела" - беллетризованная биография великого и кошмарного Пьера Паоло Пазолини. Написанная, естественно, от лица самого Пазолини. "Я сниму свой фильм менее чем через двадцать лет. Кто, как не я, извлек пользу из уроков Висконти? Разве не я явил миру проказу римских трущоб? Триумфальная Италия экономического бума - разве не я изобличил ее жалкую изнанку? Во мне нашли своего режиссера все отверженные и угнетенные".
В 1982 году за роман "На ладони ангела" Фернандез получил Гонкуровскую премию. Книга предельно страстная, горячая, переполненная любовью - любовью к Пазолини и любовью самого Пазолини. В конце, как и следовало ожидать, Фернандез помещает автонекролог.
Вирджиния Вулф. По морю прочь: Роман. Пер. с англ. А.Осокина.- М.: Текст, 2002, 525 с. ISBN 5-7516-0316-8
Первый роман Вирджинии Вулф (1882-1941). Не модернистский еще, без "экспериментов", зато самый феминистский в ее творчестве. Для того времени, конечно. Сюжетно очень простой - в сущности, роман-путешествие. Только с трагическим финалом. Мисс Рэчел Винрэс, 44-х лет, вместе с родственниками - дядей и тетей - отправляется в Южную Америку. Сама Вулф, естественно, южнее Португалии и Испании никогда не бывала - может быть, потому и убила главную героиню. Роман - смесь утонченной сатиры, романтической иронии, социальной мелодрамы.
О том, что писала Вулф потом, наверное, все-таки большинство представление имеет. Теперь мы можем увидеть, как и с чего она начинала. Ну а закончила... 28 марта 1941 года Вирджиния Вулф утопилась в реке Уз в Суссексе. Тоже ведь модернизм.
Ален Рено. Эра индивида. К истории субъективности. Пер. с франц. С.Б. Рындина под ред. Е.А. Самарской.- СПб.: Владимир Даль, 2002, 474 с. ISBN 5-9316019-4
Новое имя на российском гуманитарном книжном поле. Ален Рено, преподаватель Сорбонны, представитель "Новой политической философии". Один из отцов-основателей неметафизического гуманизма - интеллектуального движения, возобновившего дебаты на давно уже банальную, но все еще животрепещущую тему смерти субъекта. Первую большую работу о субъективности в современной философии Рено написал вместе со своим коллегой Люком Ферри. Называлась книга "Мысль 68" и по выходе в свет наделала много шуму - прежде всего потому, что ставила под сомнение интеллектуальный бэкграунд легендарного поколения студенческой революции. "Эра индивидов" - продолжение того же сюжета. С опорой на Канта и с выпадами против Хайдеггера. С экскурсами в Лейбница и с цитатами из Ницше. 450 страниц плотного текста о том, что понятия индивида и субъекта - не одно и тоже. Первому Рене отказывает в жизнеспособности. Второго призывает культивировать. Политические последствия этого разграничения не очень ясны. Все противоречия современного либерализма в полной мере присутствуют и в этой ультрасовременной версии неметафизической философии.
Игорь Плотник. Книга счастья. Роман не для женщин. - М.: Вагриус, 2002, 316 с. ISBN 2-264-00405-6
Действительно, не для женщин. "Клуб драчунов" по-русски. Какие-то городские мачо в полном расцвете не отданных на алтарь Родины сил беспрестанно шустрят, суетятся, обтяпывают делишки, пьют, алчут совокупления и острят, как герои голливудских боевиков про Брюса Уиллиса. Остроты - тема отдельная. Их слишком много, в ответ на все смеяться не успеваешь. С другой стороны, что покажется пошлым одному читателю, то наверняка до колик удовлетворит другого, и наоборот.
Сюжет, как это всегда бывает в жанре городской саги, значения не имеет. Представьте себе Михаила Веллера, объевшегося жванецких транквилизаторов, расслабьтесь и получайте удовольствие. Если вы мужчина, конечно.