0
1172
Газета Пять книг недели Интернет-версия

03.04.2003 00:00:00

Пять книг недели


Лазарь Флейшман. Борис Пастернак в двадцатые годы. - СПб.: Академический проект, 2003, 464 с. (Современная западная русистика.) ISBN 5-7331-0144-Х

Пастернак неисчерпаем, как то верно заметила Марина Цветаева. Поэтому сам факт, что автор книги о Пастернаке не претендует на всеохватность, свидетельствует о его компетентности.

Крупнейший западный русист и пастернаковед Лазарь Флейшман берется описать и проинтерпретировать только фрагмент жизни поэта - означенные в названии 1920-е годы.

Правда, именно этот период Флейшман и считает самым существенным, можно даже сказать, решающим для будущего творчества поэта. Первая часть работы Флейшмана посвящена отношениям Пастернака и Маяковского. Вторая - самому эзотерическому произведению Пастернака "Охранной грамоте". Новаторская точка зрения Флейшмана на этот текст приводит к тому, что литературоведческий анализ превращается чуть ли не в построчный комментарий. Именины сердца для поклонников поэта. Вдобавок в приложении публикуются статьи Флейшмана о раннем Пастернаке и его футуристических пробах пера.

Иван Левочкин. Основы русской палеографии. - М.: Кругъ, 2003, 176 с. ISBN 5-7396-0375-7

Необходимейшая вещь для тех, кто по долгу службы или интереса ради заглядывает в старые русские книги. Автор - доктор исторических наук, не один десяток лет отдавший изучению русской палеографии. Съел собаку на различении почерков древнерусских писцов: умеет найти десять отличий между рукой дьяка Иоанна "Изборника" 1073 года и рукой "грешного Иоанна" "Изборника" 1076 года.

Конечно, по прочтении "Основ" вы таких результатов не достигнете, но путать уставное письмо с полууставным и скорописью наверняка не будете.

Заодно узнаете, какой алфавит был раньше - глаголица или кириллица, и почему после изобретения книгопечатания рукописные книги все равно были в ходу. А еще познакомитесь с техникой письма на бересте. Глядишь, жесткий диск полетит, и это умение пригодится.

Екатерина Цимбаева. Грибоедов. - М.: Молодая гвардия, 2003, 560 с. (ЖЗЛ). ISBN5-235-02550-4

Грибоедов, возможно, самая харизматическая личность литературного Золотого века. Царю не боялся пенять за свой несправедливый арест, дружил и с Пушкиным, и с Булгариным...

Неудивительно, что памятник Грибоедову сегодня самое популярное в Москве место встреч: его обаяние овладело и подсознанием потомков. Автор, явно перелопативший все архивы, постарался, чтобы каждый луч этой харизмы проходил через увеличительное стекло документа, смысл поступков ясно читался и без комментариев.

А смысл их таков, что почти все персонажи "Горя от ума" - проекции разных сторон натуры Александра Сергеевича. Когда надо отшить хамоватого критика - Чацкий, в интересах государства - служака Скалозуб, принимая высокие посты и подарки, иногда и - Молчалин.

Восток, правда, европейских харизматиков никогда не жаловал, и трагический конец дипломатической миссии Грибоедова нынешнее российское правительство, кажется, помнит.

Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2003, 688 с. ISBN 5-352-00337-Х

Быт уходит, остаются предметы быта. Они тоже гибнут, тогда остаются слова и воспоминания. Песни, стихи, что угодно. И словари, конечно.

Толчея... Каждый думает, что это давка в метро или еще где-нибудь. Нет. Толчея - это "техническое приспособление для обдирания и измельчения зерна на крупу". Кстати, приспособление это - водяное. "К работе приступали, когда владелец толчеи открывал спуск и вода из речки устремлялась вниз, с силой ударяя в ковши колеса..." Поэма, сущая поэма!

Автор словаря - Изабелла Шангина, этнограф, специалист по русскому быту. Речь в нем идет в основном о крестьянском быте XVIII - первой четверти XX века. "Дом, двор и хозяйственные постройки", "Орудия крестьянского труда", "Транспорт", "Хоромный наряд дома, его убранство и утварь", "Костюм" - даже в названиях глав есть что-то полузабытое: хоромы, утварь. Чтобы не забывать, кстати, и нужны подобные словари.

Алессандро Баррико. Без крови: Роман. / Пер. с итал. В. Петрова. - СПб.: Симпозиум, 2003, 112 с. (Fabula rasa.) ISBN 5-89091-221-6

Последний роман итальянского писателя, музыкального критика и журналиста Алессандро Баррико (р. 1958) вопреки названию как раз о крови. О гражданской войне (где-то в Латинской Америке), которая не утихает, даже закончившись. Даже спустя годы. Каждый думает, что стреляет в последний раз. И всегда ошибается.

Сказка, триллер, притча, лирическая история. Потому что люди всегда люди, даже если они убивают, даже если их убивают. " - Что, если мы займемся любовью? - Продавец улыбнулся: - Я стар. - Я тоже..." Вот и все. Жаль только, что войны не утихают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
880
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1484
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1080
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
570

Другие новости