0
961
Газета Пять книг недели Интернет-версия

24.04.2003 00:00:00

Пять книг недели


Культура Чечни. История и современные проблемы. / Отв. ред. Хасан Туркаев. Институт этнологии и антропологии. - М.: Наука, 2002, 382 с. ISBN 5-02-008832-3

Когда говорят пушки, музы, как известно, молчат. Когда же пушки умолкают, музам приходится засучивать рукава - восстанавливать то, что разрушено войной. Впрочем, эта коллективная монография, над которой весь прошлый год трудились сотрудники Российской академии наук, посвящена не столько разрушениям времен чеченской войны, сколько тому, что разрушить нельзя: чеченской национальной истории, чеченским национальным традициям, обрядам, современному этническому самосознанию, национальным легендам, народным героям и истории русско-чеченских культурных связей. Хотя, конечно, и война не замалчивается. Военный конфликт остается и здесь краеугольным камнем чеченского дискурса. С той только важной оговоркой, что авторы пишут о нем как о деле прошлом - о том, что забыть нельзя и что, таким образом, становится фундаментом нового культурного возрождения.

Егор Радов. Суть: Роман. - М.: Ad Marginem, 2003, 416 с. ISBN 5-93321-045-5

Новый роман Егора Радова, кстати, нашего обозревателя. Ну в каком-то смысле действительно о поисках Сути. Начало вкратце такое. Дикая советская глубинка. Комсомольцы, алкоголики, поэты, мечтающие служить в КГБ, сталинисты и прочие бурильщики. Двое из них, один потрепанный старый хрен, другой молодой журналист из Москвы, забрели в лес и... обнаружили там ту самую Суть. Ну и пошло-поехало: "Давайте же выпьем за капитализм! - воскликнул младший сержант Кузьмин и поднял ввысь алюминиевую кружку..." Очень смешной роман. Хотя, как и прежде, много фантастики, трансцендентного и трансцендентального.

Марк Тайманов. Вспоминая самых-самых. - СПб.: Ретро, 2003, 288 с. ISBN 5-94855-010-9

Воспоминания выдающегося советского шахматиста. Не столько о шахматах, сколько о минувшем веке. О людях, в том числе и шахматистах, конечно, о времени, о счастье, наконец. Книжка веселая, полна множества забавных эпизодов, историй, анекдотов. Вообще взгляд автора на прошлое на редкость позитивен. Леонид Зорин в предисловии даже немного недоволен этим, ибо о каждом, с кем так или иначе сводила судьба Тайманова, он нашел добрые слова. Но, может быть, как раз так и нужно?

Уильям Берроуз. Города Красной Ночи: Роман. / Пер. с англ. А.Аракелова. - М.: Ультра. Культура, 2003, 400 с. ISBN 5-98042-004-5

Роман одного из самых одиозных классиков ХХ века Уильяма Берроуза (1914-1997). Первая часть знаменитой трилогии, куда также входят романы "Пространство Мертвых Дорог" и "Западные Земли". Роман убийственный. Он - что вообще-то не характерно для Берроуза - сюжетен. Даже остросюжетен. И перемешано в нем, как всегда, все сразу и без границ. Отвратительная ирония, грязная фантасмагория, радикализм и извращения. "Уважаемые сотрудники Департамента, я собираюсь прочесть доклад о предварительных экспериментах с вирусом Б-23... Предполагается, что этот вирус возник в Городах Красной Ночи. Красное зарево, вспыхнувшее в ночном северном небе, было некоторой формой радиации, породившей эпидемию, известную как Красная Лихорадка, этиологическим носителем которой, как выяснилось, и является вирус Б-23"

Фернан Бродель. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Часть 2. Коллективные судьбы и универсальные сдвиги. / Пер. с франц. М.Юсима. - М.: Языки славянской культуры, 2003, 808 с. ISBN 5-94457-112-8

Первую часть "Средиземноморского мира" французского историка Фернана Броделя "EL-НГ" отметил как лучшее историческое издание 2002 года. Ее содержание, напомним, было скорее географического толка: речь шла о средиземноморском ландшафте, путях сообщения, навигациях и местных эпидемиях. Этакая одиссея по средиземноморским государствам второй половины XVI века. Вторая часть будет, пожалуй, еще занимательнее. Восемьсот страниц социальной истории, то есть рассказа не о том, где люди тогда жили, а о том, как они жили. Как долго шли письма из Рима в Париж, сколько народу жило в городах, какие ярмарки были самыми бойкими, как формировалась заработная плата, откуда вывозили зерно, кто был средиземноморской буржуазией, действительно ли нищие составляли треть общества и пр. и пр. Не забыты даже администраторы-управленцы и, конечно же, пираты. Последние, кстати, тогда благородно звались корсарами и в отличие от чиновников почитались представителями старинного и общераспространенного ремесла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
780
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
822
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1078
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
781

Другие новости