0
925
Газета Армии Интернет-версия

30.09.1999

Станет ли Российский Север зоной экологического бедствия?

Тэги: ядерные, отходы, экология


СЕГОДНЯ в местах отстоя находятся около сотни списанных атомных подводных лодок с ядерными реакторами на борту, которые представляют не мифическую, а реальную радиационную опасность для всего Северо-Западного региона России.

Государственная программа "Об обеспечении работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок 1-го и 2-го поколений, выводимых из состава ВМФ", объявленная постановлением правительства РФ от 31 августа 1992 г. # 664-47, профинансирована лишь на 4,3% от потребности.

Острейшую проблему представляют хранение и переработка отработанного ядерного топлива. Все хранилища переполнены. Строительство новых запланировано, но не ведется из-за отсутствия средств.

Практически Северный флот оставлен один на один с этой сложнейшей и экологически опасной для всего региона проблемой. В условиях сокращения личного состава и скудного финансирования просто не хватит сил для технического обслуживания, обеспечения живучести, непотопляемости, ядерной безопасности выведенных из боевого состава флота, но не утилизированных атомных подводных лодок. Как нет и средств для формирования нескольких десятков эшелонов, предназначенных для вывоза скопившегося отработанного ядерного топлива.

По данным экспертов экологической финансовой корпорации Северных стран, 80% радиоактивных отходов Северо-Западного региона приходится на Мурманскую область. Для принятия экстренных мер у России остается не больше двух-трех лет. А затем может произойти катастрофа, равноценная аварии нескольких атомных подводных лодок.

Осознают ли опасность реальную, а не мифическую командование Северного флота и областная администрация? Безусловно.

Но в настоящее время Северный флот не в состоянии осуществить должную эксплуатацию и меры по радиационной безопасности в хранилище радиоактивных отходов и на списанных атомных подводных лодках. Тем не менее моряки смогли за три года отправить для переработки на ПО "Маяк" более десятка эшелонов с отработанным ядерным топливом и обеспечить живучесть находящихся в отстое лодок, для чего пришлось задействовать несколько тысяч человек рядового состава.

Проблема вывоза отработанного ядерного топлива, переработки радиоактивных отходов давно вышла за рамки ее решения Военно-морским флотом и Министерством обороны. Она стала даже не общегосударственной, а международной задачей.

В России есть специальная федеральная программа, рассчитанная на 1996-2005 гг. Однако действие ее в большей мере распространяется на предприятия Минатома, Атомфлота и почти не затрагивает объекты МО РФ. Во всяком случае хранилищу в губе Андреева не уделяется внимания, адекватного представляемой опасности.

В ноябре 1996 г. Министерство по атомной энергетике включило данный вопрос в целевую федеральную программу. Был разработан план и проведена опытная эксплуатация в Заозерске на базе атомных подводных лодок и в хранилище радиоактивных отходов, специального радиационного мониторинга с целью непрерывного автоматизированного контроля за состоянием окружающей среды и объектов, находящихся в пределах гарнизона.

Часть средств расходуется на изыскательские работы и подготовку проекта отвода грунтовых вод от сооружений для хранения отработанного ядерного топлива, чтобы не допустить их проникновения в хранилище и вымывание радионуклидов, которые затем могут попасть в почву и губу Западная Лица.

Среди конкретных шагов, предпринимаемых в рамках федеральной программы, - проектирование специального судна - контейнеровоза для вывоза радиоактивных отходов из хранилищ в места погрузки, для отправки на завод "Маяк". Этой работой занято конструкторское бюро "Рубин", возглавляемое академиком Игорем Спасским, а 500 тыс. долл. для реализации проекта готовы выделить США.

Первыми с идеей проектирования и строительства такого судна-контейнеровоза выступили норвежцы, выразив готовность принять участие и в финансировании его создания.

В перспективе вместо воинской части, занимающейся сбором, складированием, подготовкой к транспортировке радиоактивных отходов, должно быть создано государственное предприятие с целевым федеральным финансированием. Следует отработать технологическую цепочку приема отходов от ВМФ и Атомфлота, их отправку с обеспечением экологической и радиационной безопасности.

Главная задача России - не допустить выброса радиоактивных нуклидов ни в атмосферу, ни в Баренцево море. Решать эту проблему становится все сложнее.

Основные объекты хранилища в губе Андреева построены давно. Сроки их эксплуатации истекли. Если и дальше дела с финансированием будут обстоять подобным образом, если не объединим усилия, то предстоит заниматься уже ликвидацией последствий, а не их предупреждением.

Абсолютно ясно, что радиоактивными отходами должно заниматься государственное предприятие, а не какая-либо коммерческая структура. Это огромные деньги и высочайшая ответственность. Пока зарубежные партнеры готовы участвовать в финансировании, нужно это использовать. Но под серьезный проект Запад даст деньги только государственной структуре.

Во время поездки губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова в Лулео, на 5-ю встречу министров иностранных дел Баренцева/Евро-Арктического региона достигнута договоренность с США и Францией об их участии в финансировании проектов, направленных на снижение опасности радиационной катастрофы. Министерство обороны РФ уже выделило 3 млрд. руб. для улучшения структуры хранилища радиоактивных отходов.

Начало реализации программы на деле, а не на словах даст гарантии спокойной жизни и нам, и нашим соседям.

А часы продолжают идти, приближая нас к той грани, которая может разделить нашу жизнь на две части - до и после катастрофы.

Неужели правительство не сможет просчитать, что дешевле - предупредить катастрофу или ликвидировать последствия, пополняя ряды комитета ветеранов подразделений особого риска новыми моряками, рискующими жизнью и здоровьем. Именно им отвечать за безответственное отношение к проблеме ядерных отходов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Илья Петров

Геополитика в поставках голубого топлива на Старый континент играет не последнюю, а иногда и первую роль

0
1056
Нарым: трансформация ландшафтов

Нарым: трансформация ландшафтов

Алексей Беляков

Как должны устраиваться населенные места на поймах великих рек Сибири

0
642
Открытый океан прикроют конвенцией

Открытый океан прикроют конвенцией

Юлдуз Халиуллин

ООН скоро приступит к разработке документа по защите морских ресурсов от бесконтрольной эксплуатации

0
449
Как отразится "дизельный скандал"  на репутации немецких автопроизводителей

Как отразится "дизельный скандал" на репутации немецких автопроизводителей

Олег Никифоров

Политические и экономические потери ФРГ от махинаций автоконцернов еще предстоит оценить

0
2612

Другие новости

Загрузка...
24smi.org