0
1105
Газета Армии Интернет-версия

15.10.1999 00:00:00

Россия уточняет военную доктрину

Тэги: доктрина безопасность


Рисунок Вадима Мисюка
ВЫСШИЕ органы политического и военного руководства на фоне кризиса на Северном Кавказе внезапно активизировали усилия по подготовке документов, определяющих политику в области национальной безопасности и военного строительства. 29 сентября на расширенном заседании коллегии МО РФ был одобрен проект военной доктрины. Через неделю, 5 октября члены Совета безопасности обсудили и приняли проект Концепции национальной безопасности РФ.

Военные, отдавая приоритет Совбезу, сообщение о своем документе "придержали", зато его текст опубликовали полностью. Проект доктрины, разработанный комиссией во главе с министром обороны Игорем Сергеевым, выдвинут на всеобщее обсуждение, что является несомненным шагом вперед на пути демократизации военной сферы. В ноябре документ планируется утвердить в Совете безопасности и представить на подпись президенту России.

Жизнь прежней версии документа была короткой и неяркой. "Основные положения военной доктрины Российской Федерации" подготовили келейно, президент утвердил их Указом # 1833

2 ноября 1993 г. в период вакуума власти (напомним, что за месяц до этого был разогнан Верховный Совет России). "Основные положения" много критиковали, и уже осенью 1996 г. на заседании Совета обороны РФ было принято решение о подготовке нового документа. Инициативу по его разработке взяло на себя Министерство обороны.

Долгое время об основных принципах нового документа умалчивалось (исключением стала статья в "НВО" # 6 за 1998 г.). Политику информационного вакуума многие наблюдатели и политологи критиковали заслуженно. Интересно, что наработанные проекты генералы предоставляли своим заокеанским партнерам. В декабре 1998 г. некоторые положения своих будущих концепций обсуждали в США российские парламентарии и начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин. Подготовленную российскую военную доктрину до начала агрессии НАТО против Югославии на смотрины в Брюссель возили другие высокопоставленные чины Минобороны и Генштаба.

Новая версия короче, яснее и конкретнее предыдущей. В документе уточнен ряд ключевых положений. Появился новый для постсоветской истории страны тезис, что "ряд потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в том числе крупномасштабных, сохраняется, а на ряде направлений усиливается". Это контрастирует с написанным в предшествующем документе, определявшем, что широкомасштабной агрессии против России в ближайшем будущем "не предвидится". Такую постановку вопроса в свое время критиковал экс-министр обороны Игорь Родионов и другие высокопоставленные генералы.

Не называя напрямую НАТО, авторы проекта военной доктрины пишут, что внешними угрозами для нашей страны являются "попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении вопросов международной безопасности.., расширение военных блоков и союзов, ввод иностранных войск без санкции Совета Безопасности ООН на территорию сопредельных и дружественных с РФ государств".

Существенно более четко обозначена в новом документе внутренняя функция ВС России. При сравнении с "Основными положениями..." 1993 г. обращает на себя внимание отсутствие ссылок на экономические возможности государства. Высокой оценки заслуживает раздел "Военно-стратегические основы".

Вместе с тем ряд статей проекта доктрины вызывает вопросы. Например, в разделе "Военно-политические основы" названы функции президента, правительства, Минобороны, Генштаба по руководству обеспечением военной безопасности. Но ведь об этом уже сказано в Конституции РФ, законах России. Зачем повторяться? Кстати, интересно, что ни слова не сказано о таком органе, как Совет безопасности РФ.

В проекте доктрины указано, что "деятельность по обеспечению военной безопасности РФ возглавляет президент". А правительство "руководит этой деятельностью". Между тем в Конституции РФ определено, что правительство "осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности". Руководить деятельностью оно вправе на основе полномочий, определенных законами и указами президента.

По мнению некоторых экспертов, участие политиков в подготовке документов является недостаточным. В этой связи нельзя исключить, что президент может и не согласиться с некоторыми формулировками, предложенными Министерством обороны.

Бросается в глаза и другое противоречие. В преамбуле доктрины записано, что этот документ "конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности РФ". Но, как известно, она еще только вынесена на обсуждение. Насколько скоординированными окажутся формулировки двух основополагающих документов, судить трудно. Более того, возникает вопрос: не было ли несогласованности или даже конкуренции в действиях их разработчиков?

В свете сложившейся обстановки вполне можно прогнозировать, что рассмотрение проекта новой военной доктрины в очередной раз задержится, а это, в свою очередь, неблагоприятно скажется на военном строительстве в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
565
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
571
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
934
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
474

Другие новости