0
1549
Газета Армии Интернет-версия

22.10.1999 00:00:00

Военных втягивают в предвыборную гонку


Тотальная агитация "за единый блок коммунистов и беспартийных" осталась в прошлом. Однако говорить о полной деполитизации Вооруженных сил пока рано.
Фото ИТАР-ТАСС
ХОТЯ и с некоторым запозданием, но проблемами реализации избирательных прав военнослужащих занялись не только политики и общественность, но и государство. Центризбирком в конце сентября издал постановление, в котором разъяснено, каким образом военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов могут участвовать в выборах в Госдуму-99. В нем детализируются вопросы организации работы избирательных комиссий на территории воинских частей, а также раскрываются возможности военнослужащих по реализации ими активного и пассивного избирательного права, получения информации о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов и т.п.

Документом, выпущенным Центризбиркомом, определяется, что в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания" военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территории воинских частей, расположенных в обособленных, отдаленных от населенных пунктов областях, а также за пределами России. В таких случаях этим занимаются командиры воинских частей. Они же на основании решения собрания избирателей назначают состав участковой избирательной комиссии и организуют информирование военнослужащих. По мнению независимых экспертов, это обстоятельство может привести к нарушениям прав избирателей. Не исключено, что пользуясь своим командирским правом, офицер может косвенным путем оказать моральное давление на своего подчиненного, чтобы он проголосовал за "нужного" кандидата. Проверить факты такого давления вследствие отдаленности "закрытых" избирательных участков, по опыту прошлых выборов в Госдуму, будет очень трудно.

Хотя агитация на территории воинских частей запрещена, уже сейчас многие командиры частей жалуются, что их одолевают пропагандисты всевозможных партий и движений, которые, как правило, приходят на контрольно-пропускные пункты и раздают солдатам и офицерам агитационную литературу. Зафиксированы случаи привлечения к этой работе военнослужащих.

Объективные данные о списочном составе кандидатов в депутаты известных предвыборных блоков и движений свидетельствуют о том, что практически в каждом из них есть представители силовых структур (см. таблицу). Однако в сравнении с 1995 г. в них мало офицеров и генералов, которые проходят службу в войсках (тогда их было больше половины от всего количества кандидатов-военнослужащих). Как правило, в нынешнюю избирательную кампанию кандидатами в депутаты выдвигаются военнослужащие, являющиеся представителями высших военных учебных заведений, военкоматов, а также гражданский персонал силовых структур.

Наблюдается общее уменьшение числа представителей ВС РФ, выдвинутых кандидатами в депутаты. Если среди офицеров и генералов Российской армии в 1995 г. в федеральных списках их насчитывалось более 40, то сейчас наиболее влиятельные избирательные блоки и движения имеют в своем составе всего 29 кадровых военнослужащих ВС РФ. Между тем в сравнении с прошлыми выборами в списках лидеров предвыборных блоков возросло количество представителей других силовых структур - в первую очередь МВД и ФСБ (генерал-полковник Сергей Степашин - второй в списке "ЯБЛОКА"), а также Государственного таможенного комитета (генерал-полковник таможенной службы Сергей Беков - пятый по Северо-Западному федеральному списку ОВР), Федеральной службы налоговой полиции (полковник налоговой полиции, знаменитый борец Александр Карелин - второй в предполагаемом списке "Единства"), МЧС (генерал-полковник Сергей Шойгу - первый в списке "Единства") и т.п.

Почему представители Вооруженных сил - на вторых ролях в предвыборных списках? Думается, это связано с несколькими факторами. Во-первых, нынешняя предвыборная кампания совпала с обострением обстановки на Северном Кавказе. В случае развития событий там по неблагоприятному сценарию армия может опять оказаться "крайней", что отразится на репутации политического движения, пригласившего военных в свой состав.

Во-вторых, сегодня в ВС РФ уже не осталось представительных харизматических фигур. Военные лозунги и люди, их олицетворяющие, не являются доминирующими в нынешней политической жизни России, а значит, они и не востребованы ведущими политическими силами, которые внимательно изучают настроения и социальные установки населения.

В-третьих, "списочные" военные депутаты не проявили себя яркими личностями и не оказали большого влияния на работу той или иной фракции. Исключением здесь был прошедший по спискам НДР покойный генерал Лев Рохлин, но, как известно, он впоследствии стал в оппозицию этому движению. Отмечена закономерность: офицеры нередко честолюбивы, и, став депутатами, они намереваются проводить собственную линию в Госдуме. Таким образом, многим партиям и движениям просто не хочется связываться с темными лошадками.

Анализ показывает, что нынешние партии и движения используют военнослужащих или в качестве свадебных генералов, или чтобы придать значимость, вес движению и показать его способность противостоять внешним факторам. Более всего этим критериям соответствует блок "Отечество - Вся Россия". В качестве свадебного генерала здесь седьмым по общефедеральному списку проходит генерал-полковник Борис Громов.

Кроме него, в списках ОВР представлены другие влиятельные лица: ярый критик экс-министра обороны РФ Павла Грачева, нынешний депутат Госдумы, генерал-майор Николай Столяров, заместитель руководителя аппарата правительства генерал-майор Александр Пискунов, ушедший недавно в отставку заместитель Главкома ВМФ адмирал флота Игорь Касатонов, советник министра обороны РФ маршал Виктор Куликов, бывший руководитель ГТК, генерал-полковник таможенной службы Валерий Драганов, председатель военного суда РВСН полковник юстиции Анатолий Васягин и др. Плюс по одномандатным округам движением ОВР выдвигаются вице-адмирал, командующий объединенной группировкой войск и сил на Северо-Востоке России Валерий Дорогин и начальник штаба береговых войск и морской пехоты ВМФ РФ полковник Евгений Кочешков.

Именно наличие в предвыборном списке ОВР представителей влиятельных силовых структур способствует появлению в последнее время у мэра Москвы ощущения большей независимости и уверенности в себе.

На фоне ОВР содержательные характеристики других движений, выдвинувших "силовых" кандидатов в депутаты, выглядят куда скромнее. Всего несколькими старшими офицерами представлены "Общероссийское политическое движение "В поддержку армии". Правда, исключение здесь составляет кандидатура заместителя командующего внутренними войсками МВД России по кадрам генерал-лейтенанта Кожевникова. В списках КПРФ - экс-министр обороны Игорь Родионов, а в блоке "Коммунисты, трудящиеся России - за Советский Союз" есть представители Минобороны, но кадровых военнослужащих вообще нет.

Таким образом, Вооруженные силы в меньшей степени, чем в 1995 г., втянуты в большую политику. Однако проблема остается. Участие людей в погонах в предвыборной гонке ослабляет силовые структуры страны и не является признаком демократического общества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
983
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1630
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1458
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2750

Другие новости