0
1055
Газета Армии Интернет-версия

14.01.2000 00:00:00

Военные расходы вновь засекретили


ОДНИМ из последних документов, который подписал перед своей отставкой 31 января 1999 г. Борис Ельцин, был Закон "О федеральном бюджете на 2000 год". Обращает на себя внимание тот факт, что впервые за постсоветскую историю расходы на оборону в документе почти полностью засекречены (в 1999 г. засекретили только оборонзаказ). И это выглядит странным. Россия объявила себя демократическим государством, она обязалась регулярно обмениваться с другими странами данными о затратах на военные нужды. Скажем, основные данные по бюджету страны Российская Федерация должна предоставлять органам и структурам ОБСЕ, Международному валютному фонду, который дает кредиты. Интересно, как это будет происходить, если основные статьи военного бюджета закрыты.

Никто из официальных лиц не объяснил, с чем связано тотальное засекречивание оборонных расходов. В США и других странах Запада налогоплательщикам дается исчерпывающая информация по статьям военного бюджета. При желании каждый может узнать любые данные вплоть до количества боеприпасов, которые будут производиться в новом году для нужд армии. В РФ такого, к сожалению, нет.

Между тем серьезные отечественные и зарубежные эксперты почти наверняка имеют исчерпывающую информацию об оборонных статьях на 2000 г. Исходные цифры военного бюджета не раз обсуждались в Государственной Думе и правительстве России.

По этим данным, расходы на оборону в 2000 г. составят 140,8 млрд. руб., что составит лишь 2,76% от планируемого валового внутреннего продукта страны. Это гораздо меньше того необходимого показателя (т.е. 3,5% от ВВП), который определен соответствующим указом президента России. Начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов заявил, что даже если на оборону будет тратиться 3,5% от ВВП, то тенденция, ведущая к снижению технической готовности и старению вооружения и военной техники, будет нарастать.

Один из главных идеологов формирования бюджета-2000 вице-премьер Илья Клебанов заявляет, что Россия впервые сформировала государственный оборонный заказ, который по своей структуре принципиально отличается от того, что имел место в 90-х гг. Клебанов не сказал, какую часть от военных расходов он будет составлять, но, по данным бывшего председателя думского бюджетно-финансового комитета Александра Жукова, оборонзаказ в нынешнем году составит самую большую за постсоветский период величину - почти 40% от военного бюджета.

Илья Клебанов в конце прошлого года заявил, что гособоронзаказ на 2000 г. будет обозначен не несколькими строчками - закупки вооружений и военной техники, ремонт, капитальное строительство, а детализирован согласно "бюджетному классификатору" и займет примерно 50 строк. Структура, по его мнению, становится достаточно прозрачной. Это позволит и правительству, и потребителям средств четко понимать, "на что они могут рассчитывать", заявляет Клебанов. Однако прозрачным, как выясняется, оборонзаказ будет не для всех.

По поводу приоритетов оборонного бюджета существуют разные мнения. Накануне принятия Госдумой бюджета-2000 Клебанов заявил, что особое внимание в оборонзаказе будет уделено военному космосу. "У нас есть проблемы с космической группировкой, - заметил вице-премьер. - 2000 год станет новой точкой отсчета". При этом ставится цель решать не широкомасштабные задачи, а довести группировки космических аппаратов военного назначения до "минимально необходимого уровня".

По данным Клебанова, предусматривается также комплексно решать проблему развития сил общего назначения, которые наиболее широко используются в локальных конфликтах. Особое внимание будет уделено развитию высокоточного оружия, техники связи, индивидуальных средств защиты личного состава, подавления электронных систем противника и т.п.

Почему руководство страны при решении оборонных задач обратило внимание именно на эти виды вооружений, гадать не приходится. Война на Балканах продемонстрировала возможности новых технологий, космоса, высокоточного оружия, а начавшаяся в августе чеченская кампания показала разницу в вопросах ведения современной войны между Россией и НАТО.

Очевидно, что при низком уровне военных расходов и относительно высоком оборонзаказе финансовое решение социальных проблем военнослужащих останется на втором плане. Разработчики бюджета (и в Госдуме, и в правительстве) с гордостью заявляли, что нашли возможности в 2000 г. повысить денежное довольствие военнослужащих. Однако в ст. 96 Закона о бюджете-2000 говорится о том, что до 31 марта Госдума третьего созыва только должна рассмотреть и найти источники финансирования мероприятий, связанных с повышением зарплаты для военных и пенсионеров. Когда же произойдет это повышение, никто не знает.

В том же духе в бюджете-2000 прописаны статьи, связанные с решением жилищной проблемы в армии и на флоте. Деньги на это должны пойти от приватизации военных объектов, продажи излишков военной техники, вооружений и т.п. Но что приватизировать и продавать, если в предыдущие годы уже все что можно было продали и приватизировали? Словно понимая нереальность этого, в законе правительству вменили обязательное выделение на осуществление президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" 3 млрд. руб. На них можно приобрести всего около 6-8 тыс. квартир. В программе же ежегодно планируется закупать более 40 тыс. квартир. Комментарии, как говорится, излишни.

Между тем на одной из своих пресс-конференций 9 декабря 1999 г. начальник Тыла ВС РФ генерал-полковник Владимир Исаков сказал, что ежемесячно только на тыловое обеспечение деятельности Объединенной группировки федеральных сил в Чечне расходуется 800 млн. руб., из которых 550 млн. руб. идет на обеспечение горюче-смазочными материалами. По данным бывшего бюджетного комитета Госдумы-95, общие расходы на операцию в Чечне в 1999 г. ежемесячно составляли 3 млрд. руб. Вряд ли в ближайшие месяцы они станут меньше. Таким образом, лишь на первые полгода на операцию в Чечне потребуется не менее одной шестой военного бюджета страны. Не исключено, что правительство боится, что Запад будет упрекать Россию в том, что, имея многомиллиардные долги, она тратит средства на войну на Северном Кавказе. Не поэтому ли засекречены статьи военных расходов?

"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1246
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1097
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2107
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
940

Другие новости