0
459
Газета Армии Интернет-версия

11.10.2002 00:00:00

Реформирование по кривой

Тэги: реформа, авиация, обучение


Ситуация

Боевая авиация, как, впрочем, и все наши Вооруженные силы, испытывает острую нехватку квалифицированных руководящих кадров. Для этих целей еще в конце 70-х была создана специальная форма обучения - курсы по подготовке руководящего офицерского состава. Уже тогда стало ясно, что в новых условиях потребуются новые способы и методы управления системой эксплуатации боевой авиационной техникой (БАТ) частей и соединений Вооруженных сил. Так в ВВИА им. Н.Е. Жуковского появились курсы по подготовке руководящего инженерного состава (ПРИС). Были созданы материальная и учебная базы, отработаны программы подготовки, подготовлены методические материалы и опытные преподаватели, которые не понаслышке знали о грамотной эксплуатации БАТ и тенденциях развития.

Основное предназначение курсов - подготовить будущую смену инженеров-руководителей с учетом быстроменяющихся условий применения и эксплуатации авиационной техники. Идея сама по себе очень хорошая.

Новая форма подготовки авиационных инженеров-руководителей с момента своего зарождения пользовалась повышенным вниманием со стороны командования и интересом у обучаемых. Однако в середине 90-х вместе с необратимыми процессами, происходящими в нашей авиации, она постепенно сошла на нет, а года четыре назад вместе с изменением статуса инженерной академии на университет, по решению Генерального штаба, была передана из Академии Жуковского в Академию Гагарина. Из инженерной в одночасье она превратилась в командную. Интересно, что российские слушатели, как ни просили их оставить, все равно были переведены, доучиться дали лишь┘ белорусам. Так в пылу реформирования утеряли одну из главных составляющих военного образования - авиационных инженеров-руководителей.

Сегодня можно спорить о содержании (тому ли учили), продолжительности (2 или 3 года), организации процесса обучения и качестве преподавания, но то, что разрушена целостная система подготовки думающих инженеров, - бесспорно. Ибо сама форма подготовки офицеров - людей, уже имеющих высшее образование, - позволяла формировать новое мировоззрение, образ мышления, взгляды на организацию эксплуатации современной БАТ. Совместное обучение инженеров, которые уже успели не на словах, а на деле поруководить ИАС в самых различных ситуациях и регионах, открывало широкие возможности для того, чтобы остановиться, задуматься, сверить свои ориентиры, обсудить, поспорить, найти точки соприкосновения и попытаться выработать основные принципы формирования будущей системы эксплуатации.

Что же принесла передача? Она подорвала саму основу подготовки: взаимосвязь эксплуатационных свойств с эффективностью применения, тенденций изменения технического состояния (ТС) АТ со способами управления. Осталась лишь формальная сторона организации инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) боевой подготовки и боевых действий авиации. Строить организацию ИАО без знания закономерностей изменения ТС АТ и способов управления - это то же самое, что возводить здание, не зная свойств фундамента. Более того, ПРИС успел стать своего рода "кузницей" научных и преподавательских кадров. Сегодня уже практически невозможно найти и подготовить настоящего ученого - педагога - эксплуатационника.

К сожалению, реформирование военного образования идет по кривой, где часто движущей силой выступает не содержание и не механизм функционирования системы формирования будущих знаний, а личные амбиции "реформаторов". ПРИСу нужно вернуть базу для подготовки грамотного инженера-руководителя - понимание сущности процессов, происходящих в АТ и в системе ее эксплуатации. И только на этой основе формировать навыки и умения управления техническим состоянием на более высоком уровне с использованием самых современных методов и способов обучения.

Что касается непосредственно самой организации, подготовка инженеров должна строиться на базе инженерного вуза, бесспорно, с участием командной академии, особенно в части проведения совместных командно-штабных учений, где командир и инженер учатся работать вместе бок о бок, сначала на карте, а затем и в реальной обстановке, с активным участием НИИ ЭРАТ с его научно-практической направленностью, которая позволит поднять уровень в любой области эксплуатационного знания, НИИ логистики с его охватом всего жизненного цикла ЛА, с участием разработчиков и производителей АТ, тренажеров и перспективных систем обучения.

Примером безграмотного руководства может служить варварская утилизация БАТ, когда "под нож пошли" десятки тысяч единиц техники, в то время как ММПП "Салют", просящий в счет погашения долга поставить бывшие в эксплуатации двигатели АЛ-21 Ф3 для использования в качестве промышленных ГТУ, получил лишь десяток. О каком грамотном управлении парком БАТ может идти речь?

Реформирование армии начинается с реформирования военного образования, а подготовка руководящего состава начинается с подготовки, простите за тавтологию, самой системы подготовки руководящих кадров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доходов от экспорта газа больше не хватает для субсидирования работы "Газпрома" на российском рынке

Доходов от экспорта газа больше не хватает для субсидирования работы "Газпрома" на российском рынке

0
441
Якутский шаман возобновил свое пешее путешествие в Москву

Якутский шаман возобновил свое пешее путешествие в Москву

0
238
Министерство спорта изучает "дорожную карту ВФЛА - Колобков

Министерство спорта изучает "дорожную карту ВФЛА - Колобков

0
232
Митрополит Иларион одобрил идею размещать на стенах городских сооружений иконопись

Митрополит Иларион одобрил идею размещать на стенах городских сооружений иконопись

0
307

Другие новости

Загрузка...
24smi.org