0
718
Газета Армии Интернет-версия

20.12.2002 00:00:00

Ипотека для военных

Тэги: армия, ГЖС, ипотека, грачев


-ИВАН ДМИТРИЕВИЧ, в чем особенности предлагаемого вами проекта по обеспечению жильем бывших военнослужащих и его основные отличия от программы ГЖС?

- Я ежегодно просматриваю бюджет и вижу, что на жилье для военнослужащих тратится в среднем около полумиллиарда долларов в год. Если в квартирах нуждаются 150-200 тысяч человек из числа военных, а средняя стоимость единицы жилья по России составляет 10 тысяч долларов, то в общей сумме выходит никак не больше 2-2,5 миллиардов долларов! Тем не менее уже 9 лет мы голосуем за эти бюджеты, деньги тратятся приличные, а вопрос не решается. Тогда как двух-трех лет вполне достаточно, чтобы "закрыть" эту проблему, используя прозрачные классические ипотечные механизмы. А если к тому же учесть, что в режиме ипотеки нужно платить лишь 30% от стоимости жилья, то вполне хватило бы и 600 миллионов долларов, это совершенно точно.

Как я себе это представляю? Офицеру, собравшемуся строиться или же отыскавшему на вторичном рынке квартиру, из федерального бюджета на его спецсчет в Сбербанк или другой уполномоченный государством банк поступает первоначальный взнос в размере 30% от стандартного среднероссийского городского уровня стоимости жилья. При этом соответствующее соглашение фиксируется государством. Покупая квартиру на вторичном рынке, офицер одновременно закладывает ее этому банку. То есть человек фактически получает квартиру после внесения в банк первоначального взноса. Конечно, дальше возникает проблема погашения оставшихся долгов, по которым будет рассчитываться опять же государство, но все равно коэффициент полезного действия этой схемы оказывается раз в пять выше, чем прямое использование бюджета для покупки квартир военнослужащим.

- Кто, на ваш взгляд, должен отвечать за реализацию данного проекта?

- Каждой проблемой должны заниматься профессионалы. Если дело касается жилья, то этот вопрос должны решать реальные участники рынка: риэлторы, оценщики - те, кто продает-покупает жилье (на вторичном рынке) и реальные строители (там, где речь уже заходит о строительстве).

По оценкам наших предпринимателей из разных регионов, которые всем этим занимаются, в том числе и строительством, в России есть области, где реальную себестоимость строительства приличного жилища вполне можно было бы "дожать" до 70 долларов за квадратный метр. Однако для того чтобы воплотить этот социальный проект в жизнь в короткие сроки, да еще на тот лимит средств, которые будут выделены федеральным бюджетом, необходимо сесть и по цепочке посмотреть, как минимизировать затраты. К примеру, размещая строительные заказы на местных кирпичных заводах и используя максимально дешевый квалифицированный труд приезжих строителей, вполне можно "дожать" себестоимость квадратного метра если не до 70, то хотя бы до 100 долларов. Это означает, что исходные оценки - 2-3 года - могут быть еще снижены, если эффективно задействовать строителей и всех реальных участников рынка в этой сфере.

Следовательно, должен быть некий, не внутри Министерства обороны, орган исполнительной власти - можно назвать его управляющей компанией, можно название придумать другое, - который был бы уполномочен государством профессионально заниматься решением этой проблемы.

- Учитывая недостаточное финансирование программы ГЖС, откуда возьмутся средства на ваш проект?

- Основной финансовый источник - бюджет России. Я уже говорил, что денег, которые сегодня выделяются государством, вполне достаточно для решения проблемы в 2-3 года. Необходимо потихоньку перераспределить ресурсы так, чтобы прозрачные и известные всему миру схемы, в частности ипотека, стали доминирующими. Объемы этого первого ипотечного проекта принципиального значения не имеют.

- То есть параллельно должна быть создана другая программа и часть денег ГЖС направлена на ее развитие...

- Совершенно верно. И если через год сравнить результаты, то я уверен, что эта программа будет намного эффективней, потому что классические схемы, принятые в мире, хороши тем, что они отработаны и прозрачны. Понятны они, кстати, и западным инвесторам в отличие от программы ГЖС. А таковые скорее всего найдутся. Из общения с западными политиками для меня стало неожиданным то, что проблемы социальной необустроенности наших офицеров их волнуют в первую очередь потому, что российские военнослужащие, как правило, достаточно серьезные профессионалы, и есть вероятность, что часть из них в поисках хорошей зарплаты окажется в каких-то структурах, враждебных Западу. Вплоть до террористических организаций, которые обладают значительными финансовыми ресурсами.

Кроме того, я полагаю, что, конечно же, губернаторы одобрят эту идею. Одни губернаторы получают необходимые средства для обустройства военнослужащих из федерального бюджета, другие даже без поддержки из центра вынуждены самостоятельно решать жилищную проблему - из-за угрозы социального взрыва, - хочется им этого или нет. Сначала решали ее очередью и покупкой квартир. Но, когда выяснили, что таким образом смогут обеспечивать квартирами один-два, максимум пять процентов граждан, да и то - раз в пятьдесят лет в лучшем случае, начали использовать другие механизмы. В частности, ипотеку. В тех городах, где социальные ипотеки осуществлялись организованно, бюджетные вложения окупались в течение года - за счет активизации промышленности, строительства и роста соответствующих налогов.

- Вы можете привести конкретный позитивный пример реализации идеи социальной ипотеки в нашей стране?

- Город Саров в Нижегородской области (бывший Арзамас-16 - Прим. авт.), аналогичный военному городку. Естественно, роль Федерации там исполнял Минатом, частично подкидывал бюджет муниципалитета, и частично люди стали вкладывать - примерно в тех соотношениях, о которых я говорил. В результате по итогам года за счет удвоения строительства, у них было превышение доходов в городской бюджет. Примерно полторы тысячи человек уже живут в своих новых квартирах, я лично вручал им ключи. Но когда выступаю перед муниципальными чиновниками, то они мне в ответ говорят, что это неправда, этого не может быть!..

- Если преимущества предлагаемого вами проекта столь очевидны, что же мешает его скорейшему воплощению в жизнь?

- Просто исполнительной власти нужно четко скоординировать свои дальнейшие шаги в этом направлении: принять принципиальное решение о придании данному проекту статуса президентской программы, сформировать структуру и поставить во главе ее человека, ответственного за реализацию проекта и уполномоченного распоряжаться этими бюджетными деньгами, - тогда эта проблема будет быстро решена.

Если посмотреть на опыт других стран, то для массовой ипотеки всегда и везде была характерна поддержка сверху на старте. К примеру, "Фанни Мэй" в США (Федеральная национальная ипотечная ассоциация) изначально была в принципе правительственной организацией - все проекты по массовой ипотечной программе для американцев решались на уровне президента. Поэтому я полагаю, что Россия в этом случае тоже не должна стать исключением: либо исполнительная власть как-то начнет решать эту проблему, либо мы еще долго будем мучиться с частными инициативами. Законодательную часть работы в этом направлении мы уже сделали, но готовы в течение полугода внести дополнительные изменения, если исполнители сочтут, что еще чего-то не хватает. Все эти соображения я уже излагал в правительственной комиссии по развитию системы ипотечного жилищного кредитования.

- Но, поскольку правительство пока не спешит претворять в жизнь эти соображения, на что вы еще надеетесь?

- Приближаются президентские выборы, но программ и проектов, которые бы имели столь мощное общенациональное звучание, в распоряжении имиджмейкеров не так уж много. Что сегодня по-настоящему волнует людей? Работа и жилье. Наши предложения таковы: много рабочих мест быстро могут создать только малые предприятия, а для массового и скорого решения жилищной проблемы ничего кроме ипотеки мир пока еще не придумал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
517
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
514
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
835
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
431

Другие новости