0
2548
Газета Армии Интернет-версия

14.03.2003 00:00:00

Под стандарты НАТО

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин - военный обозреватель РИА "Новости".

Тэги: украина, нато, ирак, шкидченко


-Владимир Петрович, украинская армия на полгода старше российской. Но, как и наша, вышла из Вооруженных сил Советского Союза. Наверное, унаследовала те же самые проблемы?

- Да, это так. Как говорится, мы все вышли из одной шинели. 6 декабря 1991 года Верховная Рада приняла закон о вооруженных силах Украины. И началось их формирование. Существовали разные подходы к решению этой задачи. Можно было по примеру стран Балтии объявить все воинские формирования Советского Союза, которые дислоцировались на Украине, "персоной нон грата" и настаивать на их выводе. Имелась возможность параллельно с их присутствием приступить к строительству собственных армии и флота. Однако реализация этих вариантов была неприемлемой. Подобные действия могли втянуть армию в политические игрища и создать условия для расслоения населения страны на "своих" и "чужих". Мы пошли другим путем - подчинили Украине все группировки войск, дислоцированные на ее территории.

Создание вооруженных сил независимой страны начиналось в далеко не простых условиях и сопровождалось значительным сокращением военных организмов. Только за первые четыре года данный процесс затронул свыше 3,5 тысячи воинских частей. Из боевого состава были выведены 24 дивизии. Численность личного состава уменьшилась почти на 410 тысяч человек, количество боевых самолетов - на 600 единиц, вертолетов - на 245, танков и боевых бронированных машин - на 2400 и 2100 единиц соответственно.

На то же время приходится и переход к безъядерному статусу Украины. Чтобы представить весь связанный с этим комплекс работ, напомню: стратегические ядерные силы, которые были расположены на нашей территории, имели в своем составе 176 межконтинентальных баллистических ракет с 1270 ядерными боевыми частями. Плюс к тому 41 стратегический бомбардировщик Ту-95 и Ту-160, почти 650 авиационных ядерных средств поражения. Да еще тактическое ядерное оружие - 2500 единиц.

Исключительного внимания требовали вопросы цивилизованного раздела Черноморского флота, которые в то время решались крайне сложно.

И все же несмотря на все трудности, сегодня есть все основания говорить о том, что на Украине завершено формирование четкой системы государственного управления сферой обороны.

- Российская армия тоже прошла ряд этапов реформирования. Но, как утверждают некоторые эксперты, больше преуспела в сокращении, чем в коренном переустройстве. Хотя сейчас проходит эксперимент в 76-й дивизии ВДВ, делается ставка на максимально контрактную армию. Что такое военная реформа по-украински?

- В июле 2000 года была принята государственная программа реформирования и развития вооруженных сил Украины на период до 2005 года. Ее реализация началась с 1 января 2001 года. Принято около 400 законов и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны. Упразднен институт заместителей министра обороны. Вместо него введены должности государственных секретарей, уточнены полномочия, функции и задачи Министерства обороны и Генерального штаба. Управленческая деятельность делится на два направления: военно-политическое и оперативное. Значительное внимание отводится созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления демократического гражданского контроля над вооруженными силами. Они открыты всем ветвям государственной власти, общественным организациям, средствам массовой информации.

Решается вопрос постепенного, поэтапного перехода к трехвидовой структуре: сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы. Продолжается формирование функциональных структур - передовых сил обороны, основных сил обороны и стратегических резервов. Отдаем приоритет созданию Объединенных сил быстрого реагирования как прообразу будущих вооруженных сил Украины. Уже сегодня к выполнению задач по назначению готовы свыше 35 частей постоянной боевой готовности.

Безусловно, одним из главных направлений реформирования нашей армии стал постепенный переход к комплектованию военнослужащими-контрактниками. Их сейчас у нас уже около 35 тысяч. Это - рядовые солдаты, матросы, сержанты и старшины. Они составляют 22% от штатной численности призывников. Кроме того, предусмотрено достичь соотношений между разными категориями военнослужащих, которые существуют в НАТО. Так, соотношение между рядовыми, сержантами и офицерским составом на конец 2005 года будет составлять 1:4,2, а к 2010 году - 1:5. Увеличивается удельный вес гражданского компонента в структурных подразделениях Министерства обороны. Уже сегодня он достигает почти 40%.

Цель этой работы состоит в том, чтобы интенсифицировать процесс создания современных, боеспособных вооруженных сил. Они должны быть готовы качественно выполнять возложенные на них задачи, эффективно функционировать в условиях углубления демократических процессов, отвечать реальным экономическим возможностям государства, оперативно трансформироваться к изменениям форм и способов ведения вооруженной борьбы, быть приспособленными к интеграции с военными структурами Североатлантического альянса.

- В наследство от СССР России достались огромные излишки вооружений. В том числе и выведенные из состава Вооруженных сил атомные подводные лодки, стратегические ракеты, непомерные запасы химического оружия, с утилизацией которого мы никак не можем справиться самостоятельно. Украинская армия не имеет такой головной боли. Но, видимо, и у вас есть проблемы с "военными излишками"?

- Да, действительно, перед нами не стоят проблемы подобного рода. Но для вооруженных сил Украины не менее актуальной проблемой была и остается утилизация обычных боеприпасов, у которых закончился срок хранения. Мы ведем такие работы, но, к сожалению, их темпы значительно ниже желаемых.

Правда, сегодня темпы сокращения оружия и боевой техники существенно стабилизировались. Из боевого состава будет изъято почти 1,5 тысячи единиц основных образцов вооружения и военной техники, в том числе: танков - 350, ББМ - свыше 330, артиллерийских систем калибра свыше 100 миллиметров - более 510, до 120 боевых самолетов и столько же вертолетов. В ходе оргмероприятий планируется освободить около 35 военных городков, до 10 целостных имущественных комплексов военных аэродромов, 16 баз и арсеналов.

В следующем году проведем около 2000 организационных мероприятий, из которых свыше 100 - основных. Расформируем три управления корпусов, бригад - 4, полков - 8. Переформируем управлений корпусов - 2, дивизий - 6, бригад - 16, полков - 13. Численность вооруженных сил Украины планируется сократить на 24,5 тысячи человек, из которых 15 тысяч - военнослужащие.

- Еще одна очень сложная проблема, доставшаяся нашей армии от советской, - социальное положение людей в погонах. За последние годы много сделано и делается. Но денежное содержание прапорщиков, офицеров и даже генералов остается далеким от необходимого, более ста тысяч кадровых военнослужащих не имеют жилья. Как решаются эти проблемы в украинской армии?

- Одна из самых острых социальных проблем и украинской армии - жилищная. В наследство от Вооруженных сил СССР мы получили очередь на жилье в 56,7 тысячи человек. С провозглашением независимости на Украину возвратилось свыше 70 тысяч семей военнослужащих, которые к тому времени проходили службу за ее пределами. Из них почти половина продолжили службу в нашей армии. Добавим ежегодное поступление молодых офицеров. Все это привело к тому, что в начале 1994 года количество бесквартирных возросло до 73,2 тысячи, хотя, например, за 1992 и 1993 годы было построено 28 тысяч квартир.

Руководство Министерства обороны Украины, сознавая всю сложность проблемы, делало все возможное для ее решения. Однако с конца 1993 года объемы бюджетного финансирования на строительство жилья начали существенно сокращаться и равняются стоимости 200-300 квартир на год. Это не могло не сказаться на количестве сданных квадратных метров, и сейчас улучшения жилищных условий ожидают почти 48 тысяч военнослужащих.

Вопрос обеспечения жильем, не находя кардинального решения, постепенно превратился в одну из самых сложных и важнейших проблем общегосударственного значения. В 1999 году была разработана "Комплексная программа обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей", утвержденная президентом и Кабинетом министров Украины. До 2006 года предусмотрено строительство почти 55 тысяч квартир.

Но необходимые финансовые средства государственным бюджетом не учитываются в полном объеме. Поэтому мы развернули работу по обмену избыточного имущества вооруженных сил Украины, в том числе - недвижимого, на жилье. В 2001 году построено и передано под заселение военнослужащим 3515 квартир, что на 40% процентов больше, чем в 2000 году. В прошлом году мы также вышли на уровень 3500 квартир.

- За минувшее десятилетие мир разительно изменился. Бывшие "вероятные противники" стали если не союзниками, то партнерами. На наши границы вышел Североатлантический союз. Как изменилось отношение украинской армии к новым угрозам и вызовам, в том числе и к международному терроризму? Как складываются отношения и взаимодействие украинской армии с российской, с армиями других стран СНГ?

- Трагедия 11 сентября в США поставила международный терроризм в ряд наиболее острых глобальных проблем безопасности человечества. Что могут противопоставить ему вооруженные силы Украины? Это комплекс вопросов, четкого ответа на которые не дают ни военная история, ни существующие прогнозы развития военного дела. Однако есть возможность предупреждать террористическую деятельность и сами эти акции, защитить важнейшие объекты от террористических нападений, уменьшать последствия таких нападений, быстро восстанавливать работу самих объектов. А для проведения специальных операций привлекать разведывательные, аэромобильные, десантно-штурмовые и другие части и подразделения, противовоздушную и противоракетную оборону. Все это мы стараемся делать.

Кстати, в интересах антитеррористической борьбы могут быть использованы также определенные формы и способы применения вооруженных сил в миротворческих операциях. В рамках миссий ООН практический опыт выполнения миротворческих задач получили уже более 14 наших тысяч солдат и офицеров. Сегодня наши контингенты выполняют задачи по поддержанию мира в Южном Ливане, в Сьерра-Леоне и Косово. Их опыт и хорошая подготовка высоко ценится мировым сообществом. Наглядным примером тому служит предложение Министерства обороны Бельгии ввести в состав бельгийско-румынско-люксембургского миротворческого батальона украинский компонент в составе 92-й отдельной аэромобильной роты и 11-го отдельного инженерно-саперного взвода. 6 декабря 2002 года украинские миротворцы прибыли в населенный пункт Лепосовичи, к месту постоянной дислокации многонациональной бригады "Север" сил КФОР.

Что касается сотрудничества в военной сфере со странами СНГ, то оно осуществляется на двусторонней основе и имеет взаимовыгодные интересы. При этом особое внимание отводится укреплению отношений с вооруженными силами тех государств, у которых общие границы Украиной. Подобный подход в целом отвечает национальной политике нашей военной безопасности, создания вдоль украинских рубежей надежной полосы мира и стабильности.

- Не могу не спросить о Севастополе, о взаимодействии ВМС Украины и Черноморского флота России, о проблемах, которые время от времени возникают в местах их базирования. Нет ли здесь политиканства на действительно непростой ситуации базирования двух флотов в одном тактическом районе?

- Проблемы Черноморского флота и города Севастополя в свое время были решены не полностью. Впрочем, это вовсе не означает, что наши страны не стремятся к их разрешению. Прибавляет оптимизма тот факт, что в довольно продолжительном переговорном процессе (уже состоялось 33 тура) отчетливо прослеживается положительная тенденция в российско-украинских отношениях и взглядах на существующие проблемы. Например, для дальнейшего регулирования условий временного пребывания ЧФ РФ на территории Украины в составе Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству создана подкомиссия, национальные части которой возглавляют вице-премьеры обоих правительств.

За последние годы мы с Россией решили очень много вопросов, подписав целый ряд документов. При этом мы помнили и будем помнить главное - флоты Украины и России, имея в основе тесные исторические связи, дружбу и сотрудничество, проводят общие учения, тем самым укрепляют добрососедские отношения двух стран, а это отвечает коренным интересам их народов, служит делу мира и международной безопасности. Такой подход полностью отвечает духу новой Концепции украинско-российских отношений, которая закреплена в широкомасштабном договоре между Украиной и Российской Федерацией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1083
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
980
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1853
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
826

Другие новости