0
1064
Газета Армии Интернет-версия

03.10.2003

Путь самурая - накатанная американская дорога

Сергей Печуров

Об авторе: Сергей Леонидович Печуров - доктор военных наук, действительный член АВН, полковник.

Тэги: Япония, армия


ЯПОНИЯ позже остальных государств, условно отнесенных к "Западу", приступила к реформированию национальной военной организации. И в этом нет ничего удивительного. В силу своего менталитета именно японцы, под давлением США в свое время отказавшиеся от традиций национальной военной школы и перешедшие полностью на "американские стандарты", сначала должны были оценить результаты трансформирующейся "англосаксонской модели", лежащей в основе устройства и военной машины Японии и подразумевающей децентрализованное, при гипертрофированной самостоятельности видов ВС, управление вооруженными силами, а уж потом приступать к преобразованиям.

Иностранные эксперты свидетельствуют, что первые наметки серьезной реструктуризации ВС страны появились в опубликованных в 1995 г. "Основных положениях программы национальной обороны", документе, который определяет долгосрочные направления политики национальной безопасности (предыдущий аналогичный документ был подготовлен почти 20 лет назад - в 1976 г.). Именно в "Основных положениях" 1995 г. впервые подчеркивается необходимость развития межвидового (объединенного) взаимодействия. В качестве первого шага реализации данного документа рассматривается и создание в 1997 г. "первого в послевоенной истории полностью интегрированного органа" - Штаба разведки обороны. В ноябре же следующего, 1998 г. на о. Иводзима были проведены и первые "по-настоящему "объединенные" (межвидовые) учения японских сил самообороны.

Бывший начальник Управления обороны (УО) в ранге государственного министра генерал Накатани в конце 2001 г. принял решение форсировать события и издал директиву, обязывающую председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) и начальников штабов видов ВС провести специальное исследование с выдачей рекомендаций относительно углубления процесса "объединенности". В директиве констатируется необходимость "осуществления систематической и интегрированной кооперации и координации для наращивания возможностей национальных сил самообороны по проведению объединенных (межвидовых) операций". Аналитическая же работа японских военачальников должна была сфокусироваться на предложениях по оптимизации отношений ОКНШ и каждого из видов ВС через создание инфраструктуры, необходимой для успешного проведения объединенных операций, а также по улучшению взаимодействия сил самообороны с другими государственными институтами (министерствами) и агентствами. Существенную помощь военным аналитикам, как предполагалось, должны были оказать рекомендации созданного в том же году в рамках Управления обороны Совета по определению оборонных возможностей.

К середине 2002 г. проект результирующего исследования был готов. Официальный представитель УО, комментируя в прессе это событие, заявил, что резюмирующий вывод данной аналитической работы гласит: "С точки зрения резкого повышения эффективности все три вида ВС должны действовать "объединенно", т.е. как единое целое". В целом же проект содержал подробные разработки по следующим четырем положениям: взаимоотношения ОКНШ и штабов видов в свете осуществления объединенных операций; возможные изменения в данных взаимоотношениях и необходимая в данной связи законодательная база; особенности взаимодействия реструктурированных сил самообороны и гражданских инстанций системы обороны страны; дополнительные исследования, которые должны быть проведены для успешной реализации концепции "объединенности".

Однако, по мнению наблюдателей, за рамками проекта оставалось несколько неясных моментов, например: будет ли новая концепция "объединенности" действовать только в военное или и в мирное тоже; потребуется ли в этой связи полная реструктуризация ВС страны. На "утряску" нерешенных вопросов было отведено полгода.

К декабрю 2002 г. проект наконец был доработан и вынесен на суд соответствующих инстанций. В соответствии с этим документом предлагается создать новый пост с расширенными полномочиями - начальника Объединенного штаба. Это должностное лицо заменит нынешнего председателя Объединенного комитета начальников штабов, статус которого в соответствии с военной иерархией в Японии почти эквивалентен должностям начальников штабов видов ВС ("Первый среди равных"), поэтому он и ограничен в свободе действий и в этой связи имеет весьма узкие полномочия. Напомним, что принятая в Японии "англосаксонская модель" военного устройства сводит роль председателя ОКНШ лишь к координации действий видов ВС, но не к реальному управлению ими как единым организмом. Новый же начальник ОШ будет не только являться советником высших должностных лиц государства по военным вопросам и оказывать всестороннее содействие государственному министру (он же - начальник УО) в претворении его решений в жизнь, но и станет "полновластным оперативным командующим".

Кроме того, предполагается кардинально реорганизовать нынешнюю структуру ОКНШ фактически в новый межвидовой орган управления интегрированными вооруженными силами страны. В соответствии с предлагаемым временным графиком получившего одобрение документа, предусматривается до конца 2004 фин. г. провести мероприятия по созданию соответствующей инфраструктуры преобразований, в 2004-2005 фин. гг. завершить разработку законодательной базы и к 2006 фин. г. начать претворение в жизнь концепции "объединенности" в полном объеме. За этот же период намечается урегулировать все еще остающиеся неясными некоторые вопросы, например, такой, как нюансы упоминавшихся выше взаимоотношений чисто военных и гражданских структур в системе Управления обороны в новых условиях. Что касается другого "скользкого момента" в деле реализации данной концепции, а именно отсутствия в момент принятия указанного выше документа реальных объединенных (межвидовых) "полевых" формирований в японских силах самообороны, из опыта функционирования которых якобы и следовало бы "запустить весь этот процесс", то данная проблема вскоре разрешилась сама собой. В апреле-мае 2003 г. было выдвинуто предложение о создании "чисто японского" объединенного оперативного формирования "с тыловым уклоном" для его развертывания в Ираке в поддержку действий США и их союзников. А уже в июне такое ООФ численностью около 1 тыс. чел. и состоящее из наземного, морского (два боевых корабля), воздушного (2-3 самолета транспортной авиации) было сформировано с комплексной задачей "обеспечения союзников топливом и другими предметами снабжения". Следует подчеркнуть, что это - самая крупная миссия японских сил "самообороны" за пределами страны за всю историю их существования.

Такие кардинальные преобразования в военной машине Японии поставили вопрос о коррекции некоторых важных документов развития сил самообороны. Так, уже высказывается мнение о том, что совсем недавно опубликованный основополагающий документ "Белая книга по вопросам обороны-2002" нуждается в доработке. Кроме того, по словам высокопоставленного представителя УО, началась работа по подготовке качественно новой редакции долгосрочных "Основных положений программы национальной обороны", но уже с учетом фактически принятой концепции "объединенности".

Естественно, интересна в этой связи реакция "старшего" военного союзника - американцев на происходящие в Японии события в военной сфере.

Упомянутый выше официальный представитель УО Японии, как бы упреждая официальную же оценку со стороны США, констатировал: "Если посмотреть на объединенные (межвидовые) операции с точки зрения японо-американского союза, то вполне очевидно, что в период глобального противостояния "холодной войны" они были не столь существенны, как в период многочисленных кризисов новой эпохи... Поскольку силы самообороны пока во многом проигрывают ВС США, нам есть чему поучиться у американцев с точки зрения "объединенности". И добавил: "Я думаю, наши отношения теперь будут еще более прочными и реалистичными".

И соответствующая оценка со стороны США не заставила себя долго ждать. Как заявил командующий группировкой американских войск в Японии генерал-лейтенант Томас Уаскоу, "усилия сил самообороны, направленные на наращивание их объединенных (межвидовых) возможностей, только содействуют укреплению американо-японских отношений в области безопасности. Аккумулируя наземные, воздушные и морские компоненты в едином организме, способном эффективно вести боевые действия, Япония идет в правильном направлении".

Таким образом, в качестве резюме следует отметить факт продвижения Токио, по примеру своих западных союзников, по пути демонтажа децентрализованной ("англосаксонской") модели военного устройства к реализации на практике централизованной (по сути, "генштабовской") модели. Причем японцы делают это достаточно быстро и решительно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему в Сингапуре Абэ вновь предложит Путину ускориться

Почему в Сингапуре Абэ вновь предложит Путину ускориться

Валерий Кистанов

Японский премьер не теряет надежды на прорыв в территориальном споре с Россией по варианту "два плюс альфа"

0
344
Япония и Китай ищут пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству

Япония и Китай ищут пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству

Николай Тебин

0
263
Япония планирует ускорить ход переговоров с Россией по территориальному вопросу

Япония планирует ускорить ход переговоров с Россией по территориальному вопросу

0
677
Европейскую безопасность решили умножить на два

Европейскую безопасность решили умножить на два

Игорь Субботин

Общая армия стран ЕС не станет альтернативой НАТО

0
743

Другие новости

Загрузка...
24smi.org