0
1305
Газета Армии Интернет-версия

19.12.2003 00:00:00

Космическая оборона колеблется

Тэги: генштаб, вко, пво, концепция, реформа


В НАСТОЯЩЕЕ время Генштаб предпринимает шаги по созданию воздушно-космической обороны России. В рамках этой работы им ранее была подготовлена, рассмотрена на коллегии Минобороны и представлена президенту России соответствующая концепция. Однако многие специалисты считают, что руководство Генштаба может повторить прежние ошибки военного строительства.

Более того, из компетентных источников стало известно, что в конце октября этого года начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин подписал директиву, которая предписывала рассмотреть целесообразность передачи зенитных ракетных войск из состава ВВС в войсковую противовоздушную оборону Вооруженных сил РФ. Фактически в состав Сухопутных войск. И это еще более насторожило многих военных специалистов. Как считает доктор военных наук, профессор, полковник в отставке Иван Ерохин, многие годы бывший одним из ведущих специалистов в центральном НИИ Минобороны, это прямой путь повторения ошибочной линии маршала Огаркова в 70-80-х годах.

ОШИБКА МАРШАЛА

Еще в середине 70-х годов прошлого века, как рассказал Иван Ерохин, военные и ученые предложили главкому Войск ПВО страны маршалу Павлу Батицкому вслед за США переименовать всю систему ПВО СССР в войска ВКО. Однако военачальник решил, что не стоит спешить с этой реформацией. Возможно, это было ошибкой. Межвидовую ВКО страны, как считает доктор технических наук, профессор, генерал Сергей Колганов, руководивший в свое время научно-техническим комитетом и заказывающим управлением Войск ПВО, никто бы и никогда кардинально не реформировал. А вот Войска ПВО давно мозолили многим глаза.

В 1979 г. начальник Генштаба ВС СССР маршал Николай Огарков предложил передать Войска ПВО приграничным военным округам, объединив с армейскими противовоздушными частями. Таким образом, была практически развалена единая система ПВО страны. Уже через два года Огарков лишился поста начальника ГШ и стал командовать войсками стратегического северо-западного направления. А государству начиная с 1986 г. пришлось затратить немало средств для воссоздания прежней системы ПВО. Буквально из руин восстанавливали порушенные штабы, связь, автоматизированные системы управления. Заново учили командиров, летчиков, ракетчиков. Но и этот очень дорогостоящий для страны урок ничему не научил некоторых военных реформаторов.

В 1992 г. министр обороны генерал армии Павел Грачев заявил, что у нас будет создаваться армия по примеру США из трех видов Вооруженных сил - ВВС, Сухопутных войск, ВМФ. Видно, министру обороны эксперты не осмелились напомнить, что реально у американцев не три вида, а девять. Причем армию опекают не одно, как у нас министерство, а целых четыре. Войскам ПВО так и не нашлось места в новой военной организации российского государства.

Более того, после этого, как рассказал Иван Ерохин, началась комплексная атака на Войска ПВО. Не спас положение даже президентский Указ # 1032 1993 г.

Напомним, что этот важнейший для обороноспособности документ перед подписанием его Борисом Ельциным одобрили всероссийские законодательные, исполнительные, силовые структуры. В нем было сказано, что ВКО РФ строится из систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, ракетно-космической обороны, противовоздушной обороны. То есть на основе всех составляющих Войск ПВО. Общее руководство ВКО осуществляет Генштаб Вооруженных сил РФ. Непосредственно командует противовоздушный главком. В приложении к указу были детально указаны принципы организации ВКО РФ, группировки войск, их задачи. У России появилась возможность за несколько лет создать совершенно новый вид стратегической обороны, необходимость которого настоятельно диктовала обстановка в мире, в том числе вероятные террористические угрозы и развитие новейших воздушно-космических боевых средств нападения. Тем более это можно было делать в рамках начинающейся военной реформы.

Только после Указа # 1032 сменились три министра обороны. И лишь четвертый, Сергей Иванов, видимо, разобравшись в положении дел в военном ведомстве, вновь вынужден был заявить о необходимости создания ВКО для безопасности страны.

КУЛУАРНАЯ БОРЬБА

В борьбе за пэвэошное наследство использовались все методы подковерной борьбы. Главные усилия, по словам Ивана Ерохина, прилагали ВВС и РВСН, которые предлагали включить ПВО в свой сильно поредевший состав и тем спасти себя. Итоги этой невидимой кулуарной борьбы подвел в июле 1997 г. Указ президента # 725, который ликвидировал Войска ПВО территории страны. Зенитные ракетные и радиотехнические войска влились в ВВС, а Ракетно-космическая оборона вошла в РВСН. Как рассказал генерал Сергей Колганов, реформаторы в Минобороны явно не понимали, что творили. "Были объединены совершенно разнородные по боевым задачам, возможностям войска. В самые тяжелые для страны месяцы 1941 г. для создания системы ПВО территории страны были отозваны из состава фронтов лучшие истребительные авиационные и зенитные части. А сейчас, когда мы имеем несопоставимого по мощи воздушно-космического противника, оказывается, обеспечивать суверенитет страны в воздухе не нужно. В начале 90-х практически над всей страной радиотехническими войсками ПВО было создано единое радиолокационное поле. На важнейших ракето-, самолетоопасных направлениях, вокруг основных промышленных, административных, военных объектов размещались до 150 зенитно-ракетных бригад и полков. В войсках было уже немало новейших ЗРК С-300, которые могли воевать с самолетами и ракетами. Эта реальная сила, с которой считались США, вполне могла быть положена в основу нашей национальной ВКО".

Реорганизация же привела к тому, что от былых 150 зенитных ракетных бригад и полков ныне осталось всего около 20. Преобладающая часть территории России не защищена ПВО и фактически открыта для ударов стратегических ракетоносцев, тактических и баллистических ракет. Более того, не за горами появление гиперзвуковых самолетов и так называемых межсредных аппаратов, которые будут летать из стратосферы в космическое пространство и обратно. Такие космические самолеты практически неуязвимы для обычных противовоздушных и авиационных средств поражения.

Да и ракетно-космическая оборона не прижилась в РВСН. Видимо, сказалась-таки вопиющая разница задач. Ее вывели из их состава и передали свежесозданным Космическим войскам РФ.

В 2001 г. после смены руководства Минобороны вновь появились, как отмечает генерал Колганов, здравые предложения, что необходимо на основе сил и средств ПВО и РКО создать систему ВКО России под общим руководством Генштаба. Необходимость ее создания тогда же отметил президент РФ Владимир Путин. Минобороны было поручено разработать план мероприятий. В 2002 г. по этому вопросу прошло специальное заседание коллегии Минобороны. В администрацию президента в конце 2002 г. были направлены предложения военного ведомства. Но судьба этого документа покрыта мраком тайны. Тем не менее в начале октября уже этого года министр обороны Сергей Иванов открыто заявил, что Россия будет создавать национальную ВКО.

Вокруг этого вопроса вновь обострились аппаратные игры. Якобы начальник войсковой ПВО Вооруженных сил генерал-полковник Данилкин уже направил Генштабу и Минобороны свои предложения по ВКО РФ, предлагая строить ее под эгидой Сухопутных войск на основе военных округов. "Одежды" ВКО пытаются примерить на себя и Космические войска РФ. Так, заместитель начальника штаба KB генерал-майор Фролов сказал, что "необходимо применять силы и средства Ракетно-космической обороны в рамках единых стратегических способов борьбы с воздушно-космическим противником в единой системе ВКО РФ". Таким образом, по словам генерала Колганова, он пытается желаемое выдать за действительное. Войска ракетно-космической обороны, входящие в KB, предназначены для борьбы со стратегическими средствами воздушно-космического нападения, и только. Их возможности по другим средствам ограничены. Для масштабной деятельности по созданию ВКО они не имеют ни управленческого, ни боевого, ни промышленного, ни научного потенциала. Резко ограничены возможности по воздушно-космической обороне и у нынешних ВВС, считает Колганов. А если у них, кроме того, будут забраны ЗРВ, то против перспективных гиперзвуковых самолетов, различных ракет авиаторы практически ничего не смогут сделать. Только бомбить базы.

Так что, как, из чего строить ВКО - явно непростая задача для министра обороны Сергея Иванова и начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Просчеты дорого могут обойтись стране.

Американцы к началу 90-х годов создали из национальной противосамолетной системы НОРАД боевую воздушно-космическую оборону Североамериканского континента. Она может действовать против обычной авиации, различных ракет, космических ударных средств, разрабатываемых гиперзвуковых самолетов. Радиолокационные средства НОРАД круглосуточно сканируют воздушное и космические пространство над США, Канадой и прилегающими территориями. Реальные возможности своей ВКО США продемонстрировали всему миру еще в 1991 г. во время первой войны с Ираком. За короткое время против иракских тактических ракет "Скад" была сформирована региональная система ВКО из космических спутников, наземных систем предупреждения о ракетно-ядерном ударе и перспективных боевых зенитных ракетных комплексов ПВО "Патриот". В последующие годы этот боевой опыт США использовали для дальнейшего совершенствования национальной ВКО.

А мы продолжаем реформироваться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
715
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1400
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1232
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2333

Другие новости