0
1220
Газета Армии Интернет-версия

19.11.2004 00:00:00

Автобаты в кризисе

Тэги: Автобаты, кризис, техника


Ситуация с военным автотранспортом почти 10 лет не решалась должным образом, сообщил "НВО" источник в Минобороны. В свое время бывший начальник главного автобронетанкового управления Минобороны (ГАБТУ) генерал-полковник Сергей Маев весьма откровенно высказался на этот счет, что больше половины военного автопарка требуется незамедлительно обновить. Со слов военачальника можно заключить, что больше 50% всех машин в нашей армии - такое старье, которое годится только на переплавку.

Нужды автотранспорта в военном ведомстве считались второразрядными, не главными. Правда, со своей стороны Маев пытался будировать эту проблему, доказывал, что промедление может привести к потере боеготовности войск, скоро не на чем будет перевозить вооружения, личный состав, доставлять различные грузы. Ведь в Российской армии буквально до 95% вооружений и военной техники монтируется на автомобильных шасси. Однако ассигнования в военном бюджете на автотранспорт постоянно урезались. Военные автомобилисты вынуждены были проявлять поистине героические усилия для поддержания в рабочем состоянии откровенного старья.

Получался какой-то порочный круг в расходовании бюджетных средств. На нужды своих автомобилистов руководство военного ведомства давало всего 3% от всех потребностей Вооруженных сил. Денег на новые автомобили ГАБТУ МО РФ упорно не давало. В итоге расходы на содержание старого автопарка ежегодно увеличивались на 10%. Старые автомобили попросту съедали миллиарды рублей, которые с успехом можно было потратить на новые серийные машины, создание перспективных образцов. Естественно, прежде всего руководство ГАБТУ не могла устраивать тупиковая ситуация с армейским автотранспортом. И тогда в недрах этой автомобильной инстанции была создана научно обоснованная комплексная программа развития армейского автотранспорта. По данным информированных источников, ее авторами стали генералы Александр Елисеев и Николай Ковалев. Как рассказал бывший начальник 21-го автомобильного научно-исследовательского института генерал-майор запаса Леонид Рыбин, "в этой комплексной программе в основном задействованы два завода большегрузных грузовиков. А остальные автозаводы работают по отдельным направлениям по разработке унифицированных агрегатов для комплектования перспективных образцов военной автотехники".

Начальник Вооружения ВС РФ генерал армии Алексей Московский в середине октября проверял готовность автозаводов работать по разработанной в ГАБТУ программе. До конца текущего десятилетия запланировано выпускать для армии модернизированные машины. На полученные бюджетные средства от продажи автотехники нашей армии необходимо радикально изменить технологические процессы производства на заводах, что позволит с 2010 года перейти на выпуск принципиально новых автомобилей двойного назначения, которые также будут конкурентоспособными на внешних рынках.

Немалая часть программы посвящена унификации автопарка. По словам генерала Рыбина, преодоление многотипажности автошасси прежде всего экономически выгодно для Минобороны. Автомобили, собранные из унифицированных агрегатов, гораздо дешевле ремонтировать, эксплуатировать. На старейшем российском автозаводе, которому скоро исполнится 90 лет, уже создали по заданию Минобороны опытный макетный образец многоцелевого автомобиля грузоподъемностью до 4 тонн. Сейчас несколько опытных машин проходят всесторонние испытания в 21-м военном НИИ в подмосковных Бронницах. И хотя заводчане не раскрывают своих секретов перед конкурентами, которые тоже создают свои перспективные машины, "НВО" стало известно, что зиловские конструкторы заложили в свое детище уникальные особенности. Это машина модульной конструкции. На ней стоит новейший отечественный ярославский дизельный двигатель. Другие же заводы пошли по пути кооперации с иностранными моторостроителями. А это, в свою очередь, невыгодно по ремонтоспособности, экономическим соображениям для российского военного ведомства.

Другой российский автогигант также учел требования к автотехнике Минобороны. Ульяновцы наладили выпуск новых внедорожников по заданию МО РФ УАЗ-3159 "Барс". Специалисты из 21-го военного НИИ порекомендовали несколько расширить ходовые мосты для того, чтобы внедорожники могли без особых проблем следовать на маршах в колонне грузовиков по одной с ними колее. Прежние стандартные командирские "Уазы" едва не опрокидывались при следовании по донельзя разбитым полевым дорогам за огромными грузовиками. Очень часто водители вынуждены были выезжать с таких дорог. В боевых условиях это повышало вероятность подрыва на минах. Теперь благодаря проведенной модернизации, более мощному двигателю с электронным впрыском командирские машины стали плавно преодолевать бездорожье.

Долгое время с немалой завистью российские общевойсковые офицеры отзывались о небольшом внедорожнике американского производства "Хаммер" грузоподъемностью 1,5 тонны. Эти экономичные машины взвалили на свои железные плечи массу армейских задач. На них перевозятся мелкие грузы, отделения солдат, монтируется различное вооружение. У нас же для этих целей используются мощные машины. Нередко в войсках приходится видеть, как огромные вездеходы "Уралы" перевозят в своих кузовах несколько ящиков или мешков с имуществом, десяток солдат, монтируется различное вооружение. У нас же для этих целей используются мощные машины. Массовое использование для таких целей могучих грузовиков экономически крайне невыгодно для военного бюджета. Не случайно за немалые расходы по обслуживанию и ремонту таких машин в войсках их прозвали "кровососами".

Но теперь, очевидно, для нашей армии решена и эта застарелая проблема. Разработан и уже прошел в Чечне в боевых условиях испытания внедорожник грузоподъемностью до 2,5 тонн "Водник". У машины предусмотрены разные корпуса - бронированный и легкий. На нем может монтироваться самое разнообразное вооружение и военная техника. Модульная конструкция предусматривает даже в полевых условиях заменить десантный отсек, рассчитанный на 8 военнослужащих, на модуль для перевозки грузов или контейнер с каким-либо вооружением. Однако в настоящее время внедрение в войска этой уникальной машины затруднено из-за возникших осложнений с отечественным дизельным двигателем. На заводе-изготовителе никак не могут наладить его серийное производство. А иностранным движком из-за мобилизационных требований Минобороны армейские автомобили нельзя оснащать.

В настоящее время, как рассказал генерал Рыбин, российские автозаводы включились в своеобразное первенство за создание наиболее выгодного для нашей армии среднетоннажного автомобиля от 3 до 8 тонн. Здесь главным показателем выступает соотношение цена-качество. Какое предприятие сможет это сделать, то и станет основным производителем авто для Минобороны, и получит в рыночных условиях устойчивое бюджетное финансирование.

Что же касается самого качества новейших отечественных автомобилей двойного назначения, то по этой проблеме Минобороны настроено весьма решительно. Как известно, отечественные мудрецы-конструкторы могут создавать уникальные штучные экземпляры автотехники, которые, как показывают испытания в 21-м НИИ в Бронницах, далеко опережают по тактико-техническим данным зарубежные аналоги. Чего только стоят замораживание огромных грузовиков буквально до белого каления в гигантской морозильной камере. У заграничных авто в ходе такого испытания отказывает электропроводка, перестают вращаться колеса, возникают другие сложные технические проблемы. Наши же изделия выдерживают низкие температуры. Однако во время серийного производства качество отечественной автотехники начинает хромать на обе ноги. Поэтому не случайно в будущем переоснащении Российской армии на перспективные модели большое внимание уделено деятельности на предприятиях отечественного автопрома военных представительств, которые будут с большим рвением следить за технологическим процессом производства, проверять качество выпускаемой продукции.

Таким образом, остается надеяться, что начальнику Вооружения, руководству ГАБТУ МО РФ вместе с российскими автозаводами удастся запустить программу по производству новой автотехники и перевода на нее армии. Ведь уже сейчас морально устаревшие машины буквально не соответствуют задачам создания армии нового типа и, кроме того, весьма дорогостоящее обслуживание массы старых машин тяжелым бременем ложится на военный бюджет. В рыночных условиях это недопустимо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1325
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
934
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
452
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
632

Другие новости