0
2869
Газета Армии Интернет-версия

03.12.2004 00:00:00

Деятельность военных судов сегодня носит правозащитный характер

Тэги: илюшин, военная юстиция


- Станислав Иванович, как выглядит система военных судов?

- В ныне действующую систему военных судов входят 10 окружных, 3 флотских и 133 гарнизонных военных суда со штатной численностью 907 судей. Кроме того, есть аппарат военных судов со штатной численностью более полутора тысяч работников.

- В полной ли мере военные суды независимы в своей деятельности? Нет ли со стороны командования Вооруженных сил определенного давления на военных судей?

- Вопрос этот для нас не новый. Инициаторы упразднения военных судов мнимый тезис о "зависимости военных судов от военного командования" выдвигали едва ли не на первый план в мотивациях о ненужности этих судов в настоящее время. Но со всей ответственностью можно заявить, что даже "вчера" проблемы зависимости военных судов и судей от командования в вопросах отправления правосудия у нас не было. Сегодня создана такая законодательная база для реальной независимости всех судей, которая практически исключает какое-либо вмешательство в их деятельность со стороны кого бы то ни было.

Так, согласно законам Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" и от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции и федеральным законам Российской Федерации.

Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством, в том числе уголовную. Независимость судей обеспечивается кроме того их неприкосновенностью, несменяемостью, другими гарантиями.

В Законе "О военных судах Российской Федерации" особо подчеркивается, что гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении военных судов. Сегодня военные суды стали еще более независимы от командования и по причине изменения механизма их финансирования: если раньше оно шло через бюджет Минобороны России, то с принятием Закона "О военных судах Российской Федерации" финансирование военных судов стало осуществляться за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, то есть самостоятельно, независимо от финансирования Вооруженных сил.

А если взять такую категорию рассматриваемых военными судами дел, как заявления (бывшие жалобы) военнослужащих на решения и действия органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие, по мнению заявителей, их права и свободы (около 80% таких заявлений удовлетворяется, решения выносятся не в пользу командования), то о какой зависимости военных судей может идти речь? Тем более нередко военными судами признаются неправомерными действия весьма высокопоставленных воинских должностных лиц. Или еще одна цифра: за 9 месяцев 2004 года военными судами за совершение различных преступлений осуждено 375 старших офицеров Вооруженных сил, большая часть из них - командный состав.

Так что говорить сегодня о какой-либо зависимости военных судов и судей от военного командования по меньшей мере несерьезно.

- Бытует мнение, что военные суды в основном рассматривают уголовные дела, вынося обвинительные приговоры со строгими мерами наказаний. Рассматривают ли они другие дела и какие именно?

- Мнение о так называемом карательном характере деятельности военных судов сильно преувеличено, а точнее - в корне неверно. Удельный вес уголовных дел, рассматриваемых военными судами, колеблется от 10 до 15%.

Да, до начала 90-х годов военные суды действительно рассматривали преимущественно уголовные дела. Но и тогда (как и сейчас) приговоры военных судов не отличались строгостью наказаний. В сравнении с районными, городскими и областными судами практика назначения ими наказаний была даже несколько мягче. Объясняется это несколькими факторами. Прежде всего особенностями личностей, привлекаемых к суду: на скамье подсудимых в районных, городских и областных судах нередко мы видим лиц, ранее (порой неоднократно) судимых. В военных судах их несравнимо меньше. Да и составы совершаемых военнослужащими преступлений, как правило, менее общественно опасны. Отсюда и наказания мягче.

Теперь о подсудности дел и материалов военным судам. Она за последнее десятилетие существенно расширилась. В первую очередь это связано с принятием в апреле 1993 года Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Если раньше обжалование военнослужащими действий воинских должностных лиц осуществлялось только в рамках Дисциплинарного устава Вооруженных сил, то с 1993 года они стали активно обращаться с жалобами в военные суды. И число таких жалоб и заявлений из года в год росло. Так, в 1993 году их было около двух тысяч, а в 2003 году - уже свыше 95 тысяч! В этом году рост приостановился, но несущественно. Если говорить о характере обращений военнослужащих в военные суды, то большинство их связано с необеспечением (либо неполным, несвоевременным обеспечением) положенными видами довольствия.

Военные суды рассматривают и иные категории гражданских дел: жилищные, трудовые, семейные, о защите чести и достоинства, дела особого производства и другие (в 2003 году их рассмотрено около 15 тысяч).

Таким образом, если суммировать все рассматриваемые военными судами гражданские дела (включая и заявления военнослужащих на решения и действия органов военного управления и воинских должностных лиц), то за 9 месяцев с.г. они составят более 73% от общего объема дел.

Новое направление работы открылось у военных судов с июля 2002 года, когда вступил в силу последний Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Военные суды, как и все суды, стали принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении срока содержания под стражей (ранее это входило в компетенцию прокурора), а также о производстве ряда следственных действий: обыска в жилище, наложения ареста на имущество или корреспонденцию, о контроле и записи телефонных и иных переговоров и другие. Расширены полномочия военных судов по рассмотрению жалоб на постановления и действия (бездействие) прокурора, следователя, дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (например, постановлений прокурора или следователя о прекращении либо об отказе в возбуждении уголовного дела). Всего таких материалов и жалоб за 9 месяцев с.г. рассмотрено военными судами более четырех тысяч.

Так же с 1 июля 2002 года вступил в силу и новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которым к подсудности военных судов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (прежде эти дела рассматривались районными и городскими судами). Этих дел военными судами рассматривается тоже немало: за 9 месяцев нынешнего года - 6850.

Военные суды кроме этого рассматривают материалы об условном и условно-досрочном освобождении осужденных (из числа военнослужащих), отбывающих наказание в дисциплинарных воинских частях (за 9 месяцев их рассмотрено 1320).

Как видим, деятельность военных судов сегодня носит не "карательный" характер, а правозащитный. В их работе на первый план выдвигается защита прав и законных интересов военнослужащих. Эта задача военных судов прямо названа в числе основных и в Законе "О военных судах Российской Федерации".

И еще одно важное обстоятельство: военные суды и судьи по-прежнему уделяют сегодня внимание собственно предупредительной работе в обслуживаемых войсках. Так, каждое четвертое дело рассматривается в расположении воинских частей (на кораблях) в присутствии личного состава. Каждое пятое судебное решение доводится до военнослужащих в приказах командования либо через средства массовой информации (армейскую и флотскую печать, радио или телевидение). Обе эти формы профилактики правонарушений районными и городскими судами практически не используются. Несравнимо реже выносятся ими и частные определения (постановления) по устранению выявленных в судебных заседаниях обстоятельств, способствовавших совершению преступлений либо нарушений прав граждан (по данным прошлого года, военные суды реагировали на обстоятельства правонарушений по каждому тринадцатому делу, в то время как районные и городские суды - лишь по каждому 49-му уголовному и 268-му гражданскому делам). К этому надо добавить и систематическое информирование военными судами командования о состоянии судимости и причинах правонарушений (как правило, за год и полугодие), что так же направлено на их предупреждение.

- Какие преступления в последнее время получили наибольшее распространение среди военнослужащих Вооруженных сил?

- Военные суды рассматривают дела о совершаемых военнослужащими как общеуголовных, так и воинских преступлениях. Среди воинских преступлений выделяются 2 вида: различные способы уклонений от военной службы (дезертирство, самовольное оставление части и другие) и нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а среди общеуголовных преобладают хищения чужого имущества. Предупреждение в первую очередь этих преступлений, по нашему мнению, является важной задачей не только командования и органов по работе с личным составом, но и всех военных юристов, деятельность которых также подчинена интересам укрепления правопорядка в Вооруженных силах. Поэтому их взаимодействие в этом вопросе, как и взаимодействие на данном направлении со средствами массовой информации, напрашивается само собой.

В военных судах накоплен немалый опыт профилактики распространенных правонарушений в армии и на флоте и взаимодействия в этом вопросе со средствами массовой информации.

Так, судьями Северного флотского военного суда во главе с председателем суда генерал-майором юстиции А.И. Хомяковым подготовлено (а штабом Северного флота издано) несколько брошюр и методических пособий в помощь командованию и органам по работе с личным составом в предупреждении неуставных взаимоотношений и правовом воспитании военнослужащих. Брошюры и пособия разосланы штабом флота до отдельного корабля, части и широко применяются в профилактической деятельности командиров, офицеров-воспитателей, военных социологов и психологов.

Говоря о взаимодействии военных судов со СМИ, следует прежде всего отметить, что во всех окружных и флотских военных судах созданы пресс-службы. Недавно мы изучили и обобщили опыт их работы со СМИ. Изучение показало, что в разных местах эта работа отличается как по интенсивности, так и по своей направленности. Зависит это,прежде всего от наличия в производстве судов так называемых громких дел, вызывающих повышенный интерес представителей СМИ, а также от места дислокации суда.

Хорошо, к примеру, налажено взаимодействие со СМИ в Московском окружном военном суде. Пресс-службой окружного суда используются такие формы взаимодействия, как проведение пресс-конференций и брифингов для журналистов российских и зарубежных СМИ, распространение в средствах массовой информации заявлений, сообщений и пресс-релизов о деятельности суда, интервью председателя суда генерал-лейтенанта юстиции А.С. Безнасюка, в том числе на центральных телевизионных каналах. Здесь нередко проводится и видеосъемка судебных заседаний различными телекомпаниями. При окружном военном суде аккредитованы многие известные средства массовой информации.

Представляет интерес и опыт работы пресс-службы Приволжского окружного военного суда, председателем которого является генерал-майор юстиции А.М. Сирота. Руководством суда и его пресс-службой налажен тесный контакт со всеми телекомпаниями и большинством редакций г. Самары. Эта работа ведется целенаправленно, в ней просматривается предупредительная направленность публикаций и обоюдная заинтересованность в совместной работе.

Пресс-служба Северо-Кавказского окружного военного суда проводит активную работу по организации и проведению научно-практических конференций и семинаров для судей и сотрудников правоохранительных органов, многие из них широко освещаются средствами массовой информации. Непосредственное участие в их организации принимает председатель окружного суда генерал-майор юстиции В.Т. Горобец.

- Коль скоро речь зашла о Северо-Кавказском окружном военном суде, не могли бы вы кратко рассказать о работе военных судов, дислоцирующихся в Чеченской Республике?

- На территории Чеченской Республики расположен один гарнизонный военный суд - Грозненский (дислоцирован в населенном пункте Ханкала). Создан он в соответствии с федеральным законом Российской Федерации 8 октября 2002 года. Первоначально штатная численность военных судей составляла 4 человека. Однако уже в первые два дня работы Грозненский военный суд принял к производству 667 исковых заявлений и жалоб и 20 уголовных дел. И в дальнейшем еженедельно в суд поступало по 8-10 уголовных дел и до 20 гражданских. И это неудивительно: юрисдикция Грозненского гарнизонного военного суда распространяется на всю территорию Чеченской Республики (14 районов), в обслуживании суда находится пять военных прокуратур гарнизонов и военная прокуратура Объединенной группировки войск окружного звена.

С учетом возрастающей судебной нагрузки в мае 2004 года штатная численность судей Грозненского военного суда увеличена до 10 человек и в настоящее время он один из самых больших судов Северо-Кавказского региона. Сегодня он выделяется и по объему судебной работы: за 9 месяцев 2004 года им рассмотрено более одной тысячи гражданских и уголовных дел. При этом более 180 уголовных дел рассмотрено с выездами судей в командировки в места дислокации воинских частей, в том числе в районы ведения боевых действий. Постоянные выезды судей за пределы Ханкалинского гарнизона связаны также с рассмотрением гражданских дел и выполнением служебных поручений. И это понятно: фактически суд работает в условиях вооруженного конфликта на территории, где ведутся боевые действия. Но, несмотря на имеющиеся трудности, все военные судьи и работники аппарата Грозненского гарнизонного военного суда со своими задачами успешно справляются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
829
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
770
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1383
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
655

Другие новости