0
2164
Газета Армии Интернет-версия

04.02.2005 00:00:00

Военный азимут президента Ющенко

Тэги: Украина, Ющенко, военная програма


Новый президент Украины Виктор Ющенко в своих выступлениях концентрированно не изложил свою военную программу. Однако имеющаяся информация позволяет в какой-то мере провести анализ его потенциала в сфере обеспечения национальной безопасности и сделать определенные прогнозы на будущее. Интерес представляет его прошлая политическая деятельность, сегодняшние взгляды, наличие команды для их реализации и то, как декларации претворяются в жизнь уже сейчас.

Политическое прошлое на посту премьер-министра Украины

У Виктора Ющенко ранее была практическая возможность на деле внести свой вклад в укрепление обороноспособности страны. В конце 90-х годов он занимал пост премьер-министра Украины, причем являлся членом команды действующей власти. К сожалению, новейшая украинская история не содержит заметных примеров его успешной деятельности в этом направлении. Бюджет страны, разрабатывавшийся Кабинетом министров Украины под руководством Виктора Ющенко, предполагал финансирование армии по остаточному принципу, который к тому же на практике не выполнялся. Фактически это был не оборонный бюджет, а "бюджет проедания". Одну из своих главных функций в военной сфере - создание необходимых условий для деятельности и развития силовых структур, правительство В. Ющенко не выполнило.

Сегодняшние взгляды

В отличие от многих современных политических деятелей, Виктор Ющенко в своей риторике мало уделяет внимания вопросам военной политики и проблемам силовых структур. В его предвыборной программе, известной под названием "10 шагов навстречу людям", приводится лишь несколько строк, посвященных военной теме.

Достаточно примечательным является одно из его интервью, посвященное исключительно военной теме. Ющенко говорил о необходимости подчинения "всех военных структур (кроме структур Службы безопасности Украины и МВД) Министерству обороны Украины". Перечисленные структуры и нынешние Сухопутные войска целесообразно объединить в единые Наземные войска, которые будут выполнять функции: 1) охраны государственной границы и борьбы с нелегальной иммиграцией; 2) охраны объектов и коммуникаций, жизненно важных для национальной безопасности; 3) предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и террористических актов".

Наличие команды

Отсутствие определенных знаний или опыта у лидера может в какой-то мере восполнить его окружение. В ходе предвыборной кампании рядом с В.Ющенко появлялись генералы, занимавшие в прошлом достаточно высокие посты. По определению армия находится вне политики. Если военнослужащий имеет определенные симпатии, то он может войти в окружение любого политического деятеля.

Более интересен анализ профессиональных качеств военных из окружения Виктора Ющенко. В разное время в коридорах его избирательного штаба можно было заметить бывших министров обороны Константина Морозова, Виталия Радецкого, бывшего главнокомандующего военно-воздушных сил генерала В.Антонца и некоторых других.

Общий итог: нет причин говорить о наличии слаженной команды профессионалов-единомышленников, имеющих созидательный потенциал, способных стать у руля военной реформы. Пока это похоже на ситуативное сообщество недовольных действующей властью людей, жаждущих восстановления постов и полномочий, отвергающих все положительное, что создано на сегодня в силовых структурах страны. Их риторика построена исключительно на негативе, они вряд ли способны предложить взамен что-либо конструктивное. Возможность прихода таких людей к военной власти действующие военнослужащие воспринимают очень негативно.

Перспективы российско-украинских отношений в области безопасности и военно-технического сотрудничества. Традиционно они ориентированы на реализацию своих бизнес-политических интересов. Поэтому следует ожидать пересмотра и изменения статуса тех структур оборонно-промышленного комплекса Украины, которые находятся в государственной собственности и имеют успех на рынке.

Что касается самой украинской армии, то ее проблемы будут занимать второстепенное место в деятельности президентской команды. Имеется высокая вероятность смены руководителей военного и других ведомств, что в принципе выглядит логичным и является общепринятой практикой. Но их уход приведет к смене всей команды. Проблема заключается в том, что по меньшей мере ее равноценной замены высоко подготовленными специалистами ожидать не приходится.

Ожидается смена приоритетов в области военно-технической деятельности, причем акценты будут сделаны на более активное приближение к стандартам НАТО. В итоге нельзя исключать поступления на вооружение украинской армии образцов ВВТ западного происхождения, бывших в употреблении, но на бесплатной основе или за символическую цену, как это происходит в странах, недавно вступивших в НАТО.

То, что сближение с Западом откроет путь украинскому ОПК и его продукции не рынки западных стран, представляется иллюзией. Украина станет уязвимой в плане возможного давления западных стран, когда придется принимать решения в области военной политики, особенно поддержки тех или иных силовых акций в "горячих точках мира" или вопросов развития международного военно-технического сотрудничества.

При всем этом на Украине останутся те проблемы в сфере национальной безопасности, которые пока не решены, а лишь временно "заморожены". Прежде всего существует проблема терроризма, от которой не застрахован никто, и в любом случае ее надо будет решать, вопрос стоит лишь в формате этой деятельности. Не снята проблема крымско-татарского населения Крыма, которое не далее как в начале 2004 года прибегало к силовым действиям при достижении некоторых своих целей. За последние месяцы вновь зазвучали румынские претензии в территориальном вопросе с Украиной. За время выборных баталий встал вопрос о возможности отделения восточных областей от остальной территории страны. Причем важны не результаты практических действий, а то, что вслух была произнесена сама возможность этого и на этой теме возможны дальнейшие спекуляции.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
941
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1048
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1323
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
936

Другие новости