0
1701
Газета Армии Интернет-версия

14.09.2007 00:00:00

Грядет «зачистка» Вооруженных сил

Тэги: госдума, офицеры, контрактники


В ближайшее время в Вооруженных силах может начаться «чистка». За ворота воинских частей будут выдворены командиры и начальники – «ходячие носители» статей Уголовного кодекса. То есть те, кто совершил преступления, но был осужден к наказаниям, не связанным с препровождением в места не столь отдаленные. Таковых сегодня, носящих «покрытые позором» звезды на погонах, 1699 человек (1087 младших и 612 старших офицеров). Плюс еще 456 военнослужащих по контракту. Избавление армии от полка подобного типа правонарушителей в погонах (общим числом 2455) произойдет в том случае, если Государственная Дума одобрит соответствующий законопроект, внесенный туда на рассмотрение в конце августа.

ВСЕХ ЧОХОМ? ЗРЯ!

С законотворческой инициативой на сей счет выступил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Выше приведенные цифры тоже от него. Формулировка, предложенная сенатором, сегодня звучит так: «Военнослужащий, проходящий службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда об осуждении за преступление, совершенное умышленно». А в пояснительной записке отмечается, что проект закона подготовлен в рамках осуществления мер, направленных на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Глава оборонкомитета верхней палаты парламента считает, что такая порочная практика, когда, выйдя из здания суда, наказанный за преступление командир или начальник как ни в чем ни бывало продолжает исполнять свои обязанности, «снижает доверие к офицерскому корпусу, негативно влияет на моральное состояние военнослужащих, проходящих службу в подчинении у осужденных офицеров, ухудшает дисциплину». И думцы перед принятием «единственно верного решения» должны проникнуться мыслью о том, что условно осужденные офицеры и контрактники негативно, а то и разлагающе влияют на воинские коллективы. Следовательно, надо удалить из их рядов таких «паршивых овец», устранив возможность совершения ими новых воинских преступлений.

Военные юристы в целом видят резон в инициативе Озерова, согласны с тем, что принятие данного закона поспособствует определенному оздоровлению обстановки в офицерской среде. Но не все столь единодушны. Так, полковник юстиции Михаил Гацко не убежден в том, что все армейские «условники» после принятия закона должны быть чохом изгнаны из Вооруженных сил. «Ведь что такое получить судимость? – пояснил он «НВО». – Вот конкретный пример. Один из офицеров как водитель личного автотранспорта был признан виновным в серьезном дорожно-транспортном происшествии, в результате которого погибли его жена и ребенок. Ему дали год условно. Он переживает: и личное горе, и судимость, да еще теперь и из армии попрут... Наверное, это не тот случай, когда нужно человека увольнять... И другое дело, когда, скажем, прапорщик – начальник склада – проворовался, ему дали условный срок, и он продолжает служить-воровать на том же складе дальше».

Кроме того, говорит Гацко, если открыть наш Уголовный кодекс, то можно увидеть, что условную судимость человек может получить за все что угодно: мелкое хулиганство, оскорбление и так далее. «Поэтому, если уж принимать такой закон, нужно прописать в нем дифференцированный подход, – делает вывод военный юрист. – Если судимость связана с ДТП или причинением вреда по неосторожности – это одно. А если это рукоприкладство, причинение умышленного вреда здоровью другим лицам, связанного с прохождением военной службы, казнокрадство, мошенничество – то условно осужденных по этим статьям однозначно надо гнать из армии».

Если закон «пройдет», он может коснуться не только командиров в званиях, скажем, старший лейтенант или майор, но и офицеров куда более высокого уровня. Например, хорошо известно, что советником министра обороны на генерал-полковничьей должности служит бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. Он был снят со своего поста в конце 2003 года из-за катастрофы транспортируемой на утилизацию подлодки К-159. Напомним, она затонула в августе 2003 года, унеся с собой на дно 9 моряков. 18 мая 2004 года Сучков был осужден Североморским судом, признан виновным в халатности, повлекшей по неосторожности гибель людей, и приговорен к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года. Однако в отставку он отправлен не был: тогдашний министр обороны Сергей Иванов взял адмирала под свое «крыло», более того – публично заявил, что «мы сделаем все для того, чтобы служить ему было комфортно». На почве этого у Иванова даже возник конфликт с Главной военной прокуратурой, которая заявила, что «это назначение абсолютно не отвечает задачам правосудия». Вскоре руководство ГВП сменилось, ушел «на верх» и сам Иванов, а Сучков продолжает служить в той же «комфортной» должности и при нынешнем министре обороны Анатолии Сердюкове. Впрочем, во флотской среде о ставшем «жертвой обстоятельств» адмирале отзываются исключительно доброжелательно.

Тем не менее, если Госдума преобразует инициативу сенатора Озерова в статус закона, Геннадия Сучкова в числе других офицеров-правонарушителей, образно говоря, попросят с корабля на берег. Это теоретически. Но вряд ли столь «высокопоставленный» прецедент будет иметь место. Ведь в Думе законопроект может рассматриваться не один месяц. Особенно в условиях начинающейся предвыборной гонки. Потом документ должен утвердить президент. А к тому времени истечет и условный срок советника министра обороны (май 2008 года)...

Кстати, что касается условно осужденных за проявление халатности, то тут, считает полковник юстиции Гацко, «тоже надо посмотреть, потому что халатность халатности рознь»: «Да, армейское правило гласит, что командир за все в ответе, и когда, скажем, обрушивается кров казармы, тонет подлодка, падает самолет или взрывается склад боеприпасов, как правило, помимо непосредственных виновников, всегда находят того, кто «проявил халатность»... Военный юрист привел свежий пример: в Плесецке капитан и прапорщик избили солдата, после чего сняли с должности и представили к увольнению из армии генерал-майора, который только 12 июля этого года получил это звание и лишь временно исполнял обязанности начальника полигона...

НЕКОМПЛЕКСНАЯ МЕРА

Адмирал Сучков – действительно, похоже, исключение из правил. Остальных же почти 2,5 тыс. условно осужденных офицеров, прапорщиков и солдат-контрактников будущий закон коснется в полной мере. В этом заинтересована ГВП, развернувшая в последнее время реальную (а не политическую, как было несколько лет назад) борьбу с различного рода правонарушениями в армейской среде. Именно с ее «подачи» сенатор Озеров предложил нижней палате парламента рассмотреть и принять упомянутый проект закона.

Главный военный прокурор Сергей Фридинский «нажимал» на это еще в начале нынешнего года. Говоря о том, что «в последнее время возросло количество преступлений, совершаемых офицерами» (по данным Минобороны, в 2006 году доля офицеров среди участников правонарушений составила 16%), он предлагал внести в Положение о порядке прохождения военной службы поправку в отношении офицеров-правонарушителей, которая безоговорочно давала бы основание увольнять с военной службы командиров и начальников, осужденных за умышленные преступления. Необходимость введения такого новшества руководитель ГВП обосновывал тем, что в 2006 году из ранее осужденных офицеров 67 совершили повторные преступления. «Зачастую той же направленности», – подчеркивал Фридинский.

Сегодня эта же цифра фигурирует и в пояснительной записке к законопроекту, предложенному сенатором Озеровым. Плюс констатируется, что 22 из упомянутых 67 вновь совершили однородные преступления. Уточняется также, что основной процент совершенных офицерами преступлений, «в основном корыстной направленности и рукоприкладство». В Госдуме не скрывают, что все эти данные получены из правоохранительных органов. Однако вспоминается, что в начале года главный военпрокурор говорил, что «на сегодняшний день службу в армии продолжают несколько тысяч офицеров, осужденных условно», и называл такое положение вещей нонсенсом в условиях, когда законодательно даже на срочную службу запрещено призывать лиц с уголовным прошлым.

«Планка» же этой самой «корыстной направленности» действительно впечатляет. Десятки тонн расхищенных ГСМ – это уже привычное явление. Но есть и примеры другого порядка. 24 августа агентство «Интерфакс-АВН» распространило информацию о том, что военнослужащие одного из воинских соединений, дислоцирующихся в Алтайском крае, и сотрудник милиции пытались продать пять стволов танковых орудий. Группу торговцев краденым оружием задержали сотрудники краевого Управления ФСБ в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий в Алейске. По официальной версии УФСБ, обязанности среди членов указанной группы были строго распределены: сотрудник милиции отвечал за поиск покупателей и обеспечивал безопасность сделки, один из военнослужащих организовывал вывоз пушек с территории воинской части, другой – являлся организатором противоправной деятельности.

Военная прокуратура Барнаульского гарнизона возбудила уголовное дело по части 3 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения). Следствие уже выяснило, что задержанные намеревались выручить за вывезенные с охраняемой территории воинской части стволы танковых орудий 730 тыс. рублей.

Обращает внимание, что обнародование этого сообщения носит очень осторожный характер – не называются ни воинские звания, ни должности. Но принадлежность торговцев похищенным оружием в погонах к «одному из воинских соединений» и характер самого «товара», равно как и его «объем», наталкивает на мысль, что «организатор противоправной деятельности» находится в звании не ниже полковника. Осторожный тон сообщения может диктоваться, как «тайной следствия», так и уровнем высокопоставленности организатора группы. Будет неудивительно, если позже выяснится, что он действовал «по подсказке» сверху. И не исключено, что, когда дело дойдет до суда, кто-то будет осужден условно. Полковник юстиции Гацко считает, что прецеденты такого рода в войсках не редкость, некоторые фигуранты дел не всегда доходят и до условного срока...

Поэтому представляется, что при таком положении дел законотворческая инициатива Озерова–Фридинского выглядит более чем своевременно. Другое дело, что сама по себе она носит «точечный» характер. «Такую инициативу надо осуществлять в комплексе мер по поднятию престижа офицерской службы, осуществлению заботы о повышении уровня социальной обеспеченности всех военнослужащих по контракту», – заявил «НВО» один из командиров воинских частей, дислоцирующихся в Подмосковье. «Платить надо достойно – воровать будут меньше», – более конкретно обмолвился при обсуждении той же темы офицер в звании капитана. И хотя нередко воруют и те, кто «не очень» нуждается в подобного рода дополнительных доходах, доля истины в словах капитана есть. Ибо известно, что после неоднократных повышений денежного довольствия многие офицеры продолжают работать в свободное от службы время охранниками офисов и автостоянок, дабы заработать «на жизнь» так, чтобы их семьи могли хотя бы сводить концы с концами...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
459
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
654
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
557
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
554

Другие новости